Почти полтора года эпидемии — достаточное время для формирования вокруг новых практик, привычек и запретов некоего культурного кокона. Если рассматривать пандемию c точки зрения культуры — что она транслирует нам, как прочесть ее знаки? Что означает для России и может ли нас чему-то научить, в позитивном смысле?
Степень вакцинирования населения в разных странах сегодня — наилучший индикатор демократии: свободные общества в целом прививаются лучше, охотнее, чем несвободные или полусвободные. Авторитарные и гибридные режимы вынуждены в той иди иной степени принуждать население к вакцинации — поскольку это становится уже не вопросом гигиены или культуры, а вопросом выживания, а, стало быть, вопросом геополитическим. Глава Роспотребнадзора Анна Попова недавно призвала вакцинировать «всех россиян». Прямо как в известном фильме — «танцуют все!»; поразительно, что после долгого молчания официальных лиц на эту тему (с туманной надеждой на то, что «само рассосется» — благодаря естественной иммунизации переболевших) теперь регулярно озвучиваются утопические планы. Но, вероятно, главным сообщением было тут не заявление Поповой, а реакция на него из Кремля в виде комментария Дмитрия Пескова: мол, всех привить — это, конечно, маловероятно; но если вы теперь не привиты — это «ваша» безответственность, а не «наша».
Однако даже такая «принудительная» вакцинация для авторитарных режимов означает сегодня вынужденную «уступку» модерну; поскольку она требует, пусть и минимального — но усилия и решения, а, значит, ответственности от каждого члена общества. На бессознательном уровне тема вакцинации, вероятно, понимается авторитарной властью как скрытая угроза. Любопытно одновременное наступление на остатки демократических институтов и сужение до минимума политического поля в России в последние полгода; выглядит как своего рода «компенсация» за уступку миру. Способна ли однако принудительная и непопулярная пока что в народе вакцинация привести к глобальным изменениям массового сознания в России? Как ни странно — да. Потому что современный мир герметичен, и одна «уступка» глобальному миру открывает дорогу другим.