
Французские солдаты во время московского пожара 1812 года
Картина неизвестного художника XIX в. из музея "Бородинская панорама"
Преступление тем страшнее, чем сильнее преступник убежден в оправданности своих действий. Поэтому больше всего шансов на спасение оставляет самое общественно осуждаемое — то есть криминальное — насилие, в том числе убийства. Преступник, как правило, понимает или, по крайней мере, способен понять, что он совершает дурное дело — и проза Толстого полна раскаявшимися убийцами, рассказывает известный российский литературовед и историк культуры Андрей Зорин в своей лекции на XXVII Банных чтениях.
Банные чтения — ежегодная научная конференция, которую уже много лет проводит журнал «Новое литературное обозрение». Название конференции происходит от Банного переулка в Москве, где некогда располагалась редакция журнала. На чтениях традиционно выступают известнейшие российские и зарубежные историки, социологи, антропологи, филологи-слависты и другие представители гуманитарной науки.
Тема XXVII Банных чтений, прошедших в Москве в конце мая 2021 года, — «Антропология насилия: государство, общество, культура». С любезного разрешения спикеров и издательства «НЛО» журнал «Книги» публикует избранные доклады конференции. На этот раз перед нами лекция Андрея Зорина «Чему улыбался Платон Каратаев — к предыстории толстовской философии преступления и наказания».
Андрей Зорин — филолог, литературовед и историк, специалист в области истории российской культуры и интеллектуальной истории, профессор Оксфордского университета РГГУ и РАНХиГС, руководитель исторической программы МВШСЭН («Шанинка»), автор ряда книг.
Прочитав текст ещё раз убеждаешься в том, за что Ильич I (не тот, что опереточно-застойный Ильич II) так любил Толстого. Стало быть, мы будем вас убивать, грабить, насиловать и наживаться за ваш счёт, а вы - молиться за спасение нашей души. Отлично ! За некими нюансами - вся коммунистическая идеология. И, в облегчённом варианте, - вся современная российская.
Можно лишь удивляться тому, что литературоведам не надоело перетирать весь этот скучный архаичный текст.
>Стало быть, мы будем вас убивать, грабить, насиловать и наживаться за ваш счёт, а вы - молиться за спасение нашей души.
От вас видимо ускользает тот простой факт что "спасение души" подразумевает наличие вечности после смерти, которая (вечность) гораздо ценнее всего что было до смерти. Т.е. представьте, у вас есть выбор - пострадать несколько лет тут и потом вечно блаженствовать там, либо лет сто блаженствовать тут, но потом вечный кирдык. "Насиловать и наживаться" чтобы вы понимали - это как раз второй вариант.