Северо-вьетнамский танк проезжает через главные ворота президентского дворца в Сайгоне. 30 апреля 1975 года. Фото: wikipedia.org

Северо-вьетнамский танк проезжает через главные ворота президентского дворца в Сайгоне. 30 апреля 1975 года. Фото: wikipedia.org

На излете августа военно-транспортные самолеты взмывали из кабульского аэропорта, окруженного талибами («Талибан» запрещен в России как террористическая организация) и афганцами, пытавшимися спастись от них, невзирая ни на какие риски. В тот момент только ленивый комментатор не вспомнил Сайгон 1975 года. Тем не менее на фоне кабульского эвакуационного хаоса как-то остался незамеченным состоявшийся в конце августа трехдневный визит вице-президента США Камалы Харрис во Вьетнам, где ее встречали с почестями и на самом высоком уровне.

Принимая гостью, президент Вьетнама Нгуен Суан Фук подтвердил: США для его страны — один из главных партнеров. Подписаны договоры аренды земли для строительства новых зданий посольств в Ханое и в Вашингтоне. Нгуен Суан Фук вместе с генсеком ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонгом передали приглашение Джо Байдену посетить Вьетнам с визитом.

С вьетнамским правительством американская делегация договорилась о сотрудничестве в развитии экономики и технологий, в том числе фармацевтики и космоса, обмене студентами и учеными. Стороны подтвердили общий взгляд на ситуацию в Восточном (Южно-Китайском) море, на свободу судоходства и авиаперелетов (камень в огород Китая, который старается превратить это море в свои почти сплошные «территориальные воды»). Вашингтон пообещал помогать Вьетнаму в преодолении последствий войны, закончившейся почти полвека назад.

Камала Харрис возлагает в Ханое цветы к памятнику в честь погибших солдат Вьетнамской народной армии. Фото: Lawrence Jackson / White House / Global Look Press

Товарооборот между Вьетнамом и США только за первые семь месяцев 2021 года достиг $62,5 млрд (рост на 32,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года). Сравним: за весь 2020 год товарооборот России с США составил $23,9 млрд.

Когда в апреле 1985 года я уезжал — после долгих лет работы там — из Вьетнама, представить такое было за пределами реального. Уровень накопившейся ненависти и пропасть в миропонимании были настолько велики, что все умещалось в двух крайних словах: «поражение» и «победа». Приходит на память заезженная фраза: «Никогда не говори «никогда»»…