Встреча президента РФ Владимира Путина и главы Чечни Рамзана Кадырова

Встреча президента РФ Владимира Путина и главы Чечни Рамзана Кадырова

Фото: пресс-служба президента РФ

Депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, позволяющий главам регионов избираться более чем на два срока — по аналогии с президентом. Господа Крашенинников и Клишас — парламентарии известные. Они, например, возглавляли рабочую группу по подготовке обнуления Конституции.

И все же первая инициатива де-факто нового состава Думы наглядно демонстрирует приоритеты и направление работы депутатов в этом созыве. Удивительно, на выборах в «Единой России» говорили о повышении доходов граждан, создании новых рабочих мест, мерах поддержки, но вместо того, чтобы сразу взяться за обещанные инициативы, вносят закон, о котором ни разу в ходе кампании не заикались. Никогда такого с единороссами не было, и вот опять!

Губернаторские выборы вернули в 2012 году — для тех, кто занимал пост давно, сроки обнулили. И вот прошли годы, а «тяжеловесы» у нас все еще на своих местах. То есть очевидно, что закон в первую очередь направлен на сохранение на местах Собянина, Воробьева, Кадырова, Минниханова.

«Передвигать» этих людей в другие регионы не видят возможности, а в некоторых случаях и опасаются. Но есть и другой фактор. Закон демонстрирует, что скамейка кадрового резерва запасных крайне ограничена. Несмотря на школы губернаторов, «Лидеров России», национальные проекты и слова об обновлении кадров, число людей, которым доверяет президент, крайне невелико. Кроме уже перечисленных сходу можно назвать Васильева из Дагестана, Беглова из Петербурга, Дрозденко из Ленинградской области, Цыбульского из Архангельской области, Кожемяко из Приморского края. Если смотреть шире — Козак, Шойгу, которых перекидывают на важные направления.

При этом совершенно очевидно, что не весь губернаторский корпус — «солдаты Путина». Многие главы регионов даже во сне трясутся от страха — еще бы, должность-то незавидная, ладно еще, если просто на пенсию, а то ведь кабинет можно покинуть и в наручниках. В итоге для многих начальников лояльность через результат выборов, отказ от региональных интересов и собственных амбиций становятся важнее эффективности. Зачем развивать экономику, повышать собираемость налогов, вкладываться в инфраструктуру, если мерилом эффективности является результат на выборах? А значит, при такой модели и за решением проблем они потянутся в федеральный центр. Проще говоря, за деньгами. Лидерами по голосованию за «Единую Россию» у нас стали нищая Тыва и на 80% дотационная Чечня. И никаких вопросов про эффективность управления к ним нет. А значит, эта модель будет множиться и запросы на поддержку из бюджета будут только расти. Сколько еще республик сможет содержать федеральный центр, а главное, как долго?

Через обнуление сроков федеральный центр больше укрепляет собственную вертикаль и дает регионам сигнал — больше лояльности в обмен на сохранение мест. Можно, конечно, жить и управлять по принципу «Старый конь борозды не испортит», но весь мировой опыт и в государственном управлении, и в бизнесе говорит, что ротация кадров — это один из волшебных стимулов развития. А десятилетиями длящееся правление может породить лишь появление в регионе группы, подминающей под себя все сферы и тормозящей развитие. Да и управленческий потенциал некоторых доверенных лиц вызывает вопросы. Мало у кого образ, скажем, петербургского губернатора Беглова ассоциируется с инновациями.

В погоне за укреплением вертикали депутаты и чиновники все больше бьют по эффективности государственного управления, не замечая, что стагнацию уже стабильностью не назовешь. Накапливая проблемы, они сами работают на создание кризиса.

У них, конечно, у большинства виллы в Европе. А нам-то с вами здесь жить.