kremlin.ru

На неделе тема украинского кризиса продолжала оставаться в центре тревожной геополитической повестки. Концентрация российского контингента вблизи Донбасса только увеличивается, подчеркнул генсек НАТО Йенс Столтенберг после переговоров с президентом Украины Владимиром Зеленским в Брюсселе в четверг: «Не видно никаких признаков прекращения или замедления переброски российских войск. Их наращивание, наоборот, продолжается».

Без обнадеживающих перемен и на дипломатической части фронта. Устами заместителя министра иностранных дел Александра Грушко, побывавшего на неделе в гостях у «Соловьев Live», российский МИД заявляет о готовности к «режиму создания контругроз», если Запад не пойдет на уступки Москве в вопросе расширения НАТО.

«В данном случае мы изложили все очень честно, открыто, на бумаге, — отметил мидовский чиновник. — И, кстати говоря, это очень важно и с политической точки зрения — бросить камень в это болото. Надо чтобы задумались, наконец, и европейцы, если они не хотят превратить свой континент в арену вот такого военного противостояния […] У них есть два пути. По-серьезному отнестись к тому, что мы положили на стол, либо иметь дело с военно-технической альтернативой».

Александр Грушко / mid.ru

Возможно, кто-то увидит в подобном пассаже экс-постпреда РФ при НАТО в Брюсселе (и, кстати, сына первого заместителя председателя КГБ СССР) недвусмысленную угрозу начать военные действия, если что-нибудь пойдет не по московскому сценарию. Однако не будем забывать, что кроме Грушко у министра иностранных дел еще девять замов. Один из них, Сергей Рябков, примирительно заверил «Интерфакс», что Россия «не разговаривает языком ультиматумов ни с кем», а всего лишь в рамках предложенных проектов договора с США и соглашения о гарантиях безопасности с НАТО требует, чтобы альянс в корне пересмотрел свою концепцию расширения на восток и фактически вернулся к границам 1997 года. Трудно сказать, какой именно реакции на подобные предложения ожидал МИД, но та, что есть, его не устраивает.

«Мы к переговорам готовы на этой базе, — посетовал Рябков, — но пока мы видим лишь то, что наши предложения отвергаются под надуманными предлогами» / «Идея новой конференции, где мы заново обсуждаем области влияния, в которых великие державы могли бы контролировать то, что их соседи могут и не могут делать, заставила бы нас отступить, и это совсем не правильное направление […] Мы никогда не будем обсуждать безопасность своих союзников или право каждой нации, включая Украину, решать свою собственную судьбу», — обозначил позицию альянса Столтенберг в интервью газете Le Journal du dimanche.

Сергей Рябков / mid.ru

Тем временем в другой части спектра эффективной российской дипломатии, подчеркнуто мирной — вакцинной, большого прогресса также не видно. Попытки добиться международного признания «Спутник V» по-прежнему безрезультатны. Напомним, что экспертная группа ВОЗ выявила нарушения при производстве препарата в Уфе полгода назад. Вирус с тех пор претерпел серьезную мутацию, и в этом свете действенность российской вакцины начала вызывать новые вопросы. На неделе Bloomberg написал об исследовании, проведенном Вашингтонским университетом и швейцарской фармкомпанией Humabs Biomed SA, показавшем, что «Спутник V» (наряду с китайской Sinopharm и американской Johnson & Johnson) не вырабатывают достаточного количества антител против «омикрона». В ответ Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) выступил с заявлением противоположного содержания, отметив ожидания «сильной защиты от инфекции и тяжелого течения болезни при омикрон-штамме», а также настаивая, что тот не страшен 100% ревакцинированных «Спутником Лайт».

«Нам нужно как можно быстрее получить соответствующий сертификат от Всемирной организации здравоохранения, чтобы наша вакцина "Спутник V" имела возможность более широко распространяться в мире», — напомнил на днях президент Путин. До сих пор наверху предполагалось, что многомесячные проволочки в этом процессе, а также косвенно связанная с ним неготовность ЕС разрешить использование «Спутника V» на своей территории — доказательство западной политики двойных стандартов, о которой неустанно сокрушаются в Москве.

Владимир Путин: «Это происходит в том числе из-за недобросовестной, я считаю, конкуренции, протекционизма, неготовности ряда государств, в том числе государств Двадцатки, к взаимному признанию вакцин и вакцинных сертификатов».

Официальный представитель МИД Мария Захарова: «Это гибрид расизма, имперского гегемонизма и неонацизма: целым народам отказывают в равных правах и возможностях, делая это вопреки законам, этике и морали, толкая мир к конфронтации в тот момент, когда он проходит тяжелейшие испытания пандемией»

Глава Центр имени Гамалеи Александр Гинцбург: «Прививочная кампания показала, что "Спутник V" блестяще справляется с защитой организма от широкого спектра штаммов коронавируса. Однако чиновники EMA (Европейского агентства лекарственных средств. — Republic) и отчасти ВОЗ не хотят этого видеть».

Между тем еще в конце октября Reuters со ссылкой на источник сообщал, что европейскому регулятору не хватает данных о препарате. Та же ситуация с ВОЗ — на неделе ее прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который по какой-то причине решил не уходить от ответа на вопрос, на чьей конкретно стороне буксует процесс:

«Действительно, какую-то информацию, которую нужно предоставить для сертификации, мы пока не предоставили, потому что у нас было разное понимание, какая именно должна быть информация и как она должна предоставляться». / В интервью телеканалу RT эту версию подтвердила официальный представитель ВОЗ Маргарет Харрис: «Мы все еще оцениваем техническое досье на вакцину «Спутник V» и ждем дополнительной информации».

«Мы не видим причин для того, чтобы ВОЗ откладывала одобрение вакцины, — оптимистичен глава РФПИ Кирилл Дмитриев. — Минздрав РФ поддерживает очень хорошие отношения с ВОЗ, и мы понимаем, что препятствия, которые все еще существуют на этом пути, незначительны и носят чисто бюрократический характер».

Кирилл Дмитриев / kremlin.ru

На «очень скорое» решение Дмитриев, напомним, рассчитывал еще в середине октября. Фонд ожидал одобрения вакцины международным институтом в ближайшие пару месяцев — не заостряя при этом внимания на все более странной коллизии вокруг непредоставления запрошенных документов о препарате. В самой ВОЗ планируют посетить РФ лишь после Нового года. Продолжение сериала ждем в январе. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госдискуссия. «Да мне некогда заглядывать в Интернет»