Пандемия показала, что работать можно практически из любой части света. Многие страны по такому случаю стали вводить специальные условия для обеспеченных фрилансеров и привлекать их долгосрочными визами «диджитал-номадов». В новом выпуске «Товарища иностранца» ведущие Настя Седухина и Ольга Проскурнина решили поговорить с опытными диджитал-номадами о том, в каких странах лучше всего работается на удаленке, и что стоит знать начинающему «цифровому кочевнику». Рассказывают автор телеграм-канала Gurov Digital Павел Гуров и основательница коммьюнити Nomad Girls Алина Николаева.
Настя Седухина: Как вы стали цифровыми кочевниками и как долго работаете в таком статусе?
Павел Гуров: Мне повезло еще шесть-семь лет назад перейти на remote. С 2015 года я работаю и получаю доход удаленно. Основной причина моего отъезда из России были политические взгляды: первый автозак на митинге против Путина случился ещё в 2010 году, тоже чуть раньше мейнстрима. Как только выдалась возможность покинуть Россию, так я это и сделал.
Ольга Проскурнина: Павел, а куда вы поехали и чем, собственно, зарабатываете на жизнь?
ПГ: Я перебрал несколько бизнесов — вообще, рекомендовал бы всем, кто движется в сторону диджитал-номадизма, не держать деньги в одном кошельке и иметь разные профессии и способы заработка. Сначала у меня было маркетинговое агентство полного цикла: создавали рекламные кампании для крупных брендов и всё это проводили через юрлицо в Москве. Потом я переключился на блогинг, и здесь меня ждала удача: довольно быстро блоги в телеграме, инстаграме и мой подкаст вышли на самоокупаемость. Сейчас это приносит мне постоянный рекламный доход. Тут тоже может всякое произойти — например, «Сбер», «Яндекс» и Avito перестанут заказывать у меня рекламу, если признают меня иностранным агентом, как вас. В таком случае буду думать о чем-то другом. Но у меня есть еще Patreon, где мне донатят, и там тоже получается довольно неплохой стабильный заработок. Это позволяет держаться на плаву. Интересно, что скажет Алина, потому что, общаясь с другими диджитал-номадами, я вижу, что нужно зарабатывать где-то минимум 1000 евро в месяц, соответственно, около 100 тысяч рублей, а лучше — 3000.
А как я начинал свой диджитал-номадический путь — мне кажется, так же, как многие. Сначала были страны, куда не требуется виза для российского паспорта. Это тоже страны третьего мира, но поприятнее. Я, например, пожил в Турции, Сербия и Грузия. Следующее очевидное направление — это Юго-Восточная Азия, у меня это был Таиланд, Сингапур и Южная Корея. После этого переключился на Латинскую Америку, где тоже безвизовый въезд для россиян и это на самом деле, пожалуй, было лучшим решением, потому что это поинтереснее, чем Панган и Тбилиси во всех смыслах. Поэтому прямо сейчас можно ехать в Аргентину, Буэнос-Айрес нас ждет. Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу в Бразилии со своими прекрасными серферскими пляжами, чудесная Мексика, Чили, Колумбия — там везде хорошо, и можно прекрасно жить диджитал-номадам.
ОП: Алина, а у вас какой путь?
Алина Николаева: Мой путь немножко другой. Я всегда знала, что буду фрилансером, но диджитал-номадом стать не хотела — это как-то случилось само собой. Я закончила университет в Лондоне и вообще не хотела возвращаться в Россию, поэтому поняла, что мне нужно работать удаленно, и начала фрилансить еще во время учебы (Алина — таргетолог, ранее зарабатывала на smm — Republic). После того, как закончила университет, я начала жить везде по чуть-чуть — полгода в Москве, шесть месяцев в Америке, три месяца в Лиссабоне, месяц в Мюнхене. Такие рандомные передвижения с одним чемоданом. Потом захотела пожить в Америке подольше, мой муж получил там контракт на год, и мы решили попробовать, что такое американский стиль жизни, посмотреть, как они там живут, попутешествовать. Это просто прекрасная страна для путешествий, но для фриланса не настолько удобная и дешевая. Собственно, поэтому я сейчас опять в Португалии, потому что она мне очень напоминает Калифорнию — такой же вайб, океан, те же серферы, классная погода. Здесь очень дешево, очень много экспатов-фрилансеров, поэтому Португалия — топ в моем списке. Но я очень хочу поехать в Южную Америку — и лечу в Перу в ноябре. Надеюсь, что у меня получится съездить и в Аргентину, и в Бразилию.
НС: Почему Португалия лучше для фрилансеров подходит, чем Штаты? Вроде бы там тоже много иностранцев?
АН: Штаты очень дорогие, если там жить и работать — это совершенно не фрилансерская история. Есть страны намного, с более доступными ценами, с тем же океаном, с той же погодой, с той же возможностью для путешествий. Поэтому в США, мне кажется, классно приехать на чуть-чуть, но на более долгий срок — не очень. А в Португалии много вариантов, чтобы легализоваться и получить резидентство, здесь это просто. И очень много людей сейчас из разных стран, в том числе — из Америки, из Англии, все сюда стягиваются, чувствую, что здесь очень сильное экспатское комьюнити .
ОП: Ребята, а у вас у обоих какой визовый статус? У вас сейчас номандские визы или вы пользуетесь обычными краткосрочными визами для жизни и передвижения? Как это устроено?