
Строительство нефтепровода «Дружба» в 1975 году возле города Тальное (Черкасская область, УССР). Фото: Zammlung Heinz / db / Global Look Press
По мнению многих экспертов, сейчас на глобальном нефтяном рынке происходит самое сильное потрясение со времен Войны в Заливе (1990–1991). Стоимость барреля нефти марки Brent впервые после 2014 года превысила $117. Разница между ценой «бочки» сейчас и через год достигла рекордных $33,5. Это даже больше, чем было во время вторжения иракских войск в Кувейт в 1990 году.
Россия вместе с США и Саудовской Аравией (КСА) входит в тройку крупнейших нефтедобывающих стран планеты: она уступает США, но опережает КСА. В 2021 году российские нефтяники добывали в среднем около 11 млн барр./сутки. Примерно половина — 5–6 млн барр./сутки — остается в России (сейчас, кстати, внутреннее потребление из-за «военной спецоперации» в Украине увеличилось). Остальная нефть идет за границу. В прошлом году Россия экспортировала ежедневно в среднем около 4,7 млн баррелей, что составляет 4,5% мирового экспорта. Из них 2,6 млн баррелей нефти и почти 1,6 млн баррелей нефтепродуктов уходили в Европу. Главными покупателями российской нефти были Германия, Италия, Нидерланды, Польша, Финляндия, Литва, Греция, Румыния, Турция и Болгария.
В Белоруссию, а затем в Польшу и Германию российская нефть идет по северному ответвлению нефтепровода «Дружба», а в Словакию, Чехию и Венгрию — по южному, которое проходит по территории Украины. По нему нефть идет на запад и сейчас, несмотря на то что вокруг рвутся снаряды и ракеты. Причем транзит на какое-то время уже после начала спецоперации даже увеличился.
Объем транзитной нефти через Украину упал с 585 тысяч барр./сутки в 2009 году до 255 тысяч в прошлом, главным образом из-за строительства в последние годы новых трубопроводов.
Почти треть экспортной европейской нефти — порядка 700 тысяч барр./сутки — приходится на «Дружбу», остальную доставляют потребителям морем.
Естественно, российские энергоносители шли не только на запад. По Восточно-Сибирскому Тихоокеанскому трубопроводу (ESPO) и морем на восток Россия экспортировала в 2021 году около 1,4 млн барр./сутки нефти: одну половину по трубопроводу, вторую танкерами.
За последние годы выросли поставки российской нефти и в США. Американские НПЗ предпочитают работать на марках Urals и ESPO.
По соглашению ОПЕК+ Россия должна наращивать добычу нефти приблизительно на 100 тысяч барр./сутки в месяц и выйти к маю 2022 года на 10,5 млн барр./сутки, то есть доковидный уровень добычи.
Экспорт энергоносителей принес России в 2021 году, по данным Института международных финансов (IIF), более $235 млрд, то есть почти половину всех доходов от экспорта. Нефть дала свыше $110 млрд, вдвое больше, чем газ.
Тут надо иметь в виду, что у саудитов простаивают поля законсервированных скважин. Они пока дожидаются конъюнктуры, чтобы залить мир дорогой уже нефтью.
Именно. Относительно газа, нефть - довольно управляемый (для Запада) вызов. Доля нефти РФ - около 10%, а если вычесть долю Китая, которая никуда не денется, то еще меньше. То есть это проблема вполне решаемая за счет СА и Венесуэлы, вполне даже без Ирана. С газом хуже, 60% газа Германии из РФ. С другой стороны зимний сезон заканчивается, и у ЕС есть время начать принимать меры на перспективу.
-
Для РФ хуже. Если блок только на нефть, то текущие оценки - снижение ВНП минимум на 10% в этом году и еще на 5% в следующем. То есть минимум на 12 лет назад (в цифрах, не в качестве жизни, разумеется), и двузначная инфляция к концу года. Если добавить блок на газ, инициированный ли Западом и превентивный от РФ, будет хуже. Анализ газовых сценариев тут был бы интереснее. Но даже при этом не надо забывать, что нефть (от которой Западу отказаться проще) - это ~ 200 млрд долл в год в бюджет РФ, а газ (от которого отказаться сложнее) - ~ 80 миллиардов.
-
Да, Украине понадобится новый план Маршалла, т. к. вполне вероятно, что РФ уничтожит всю или практически всю инфраструктуру. Но а. Запад более чем может это себе позволить, прежде всего США, б. общественный консенсус в пользу Украины огромен и более очевиден, чем в свое время для Германии, в. в среднесрочной перспективе это дает Украине гораздо более современную индустриальную базу, чем она когда-либо могла рассчитывать, как в свое время для Германии, кстати, и г. беженцы из Украины в среднем гораздо более интегрируемы в европейские экономики (чем из Ирака и Сирии, например) - а рынки труда в б-ве европейских экономик уже испытывают недостаток рабочий силы, пока выражающийся в росте оплаты труда. С одной стороны это снизит затраты Запада, с другой - создаст дополнительный потенциальный пул ресурсов для восстановленной Украины, опытом работы в Европе.
-
В сумме, последствия затратны для всех, но для РФ они просто разрушительны. Само-разрушительны. Поэтому с рациональной точки зрения "ну и зачем это" остается непонятным, а про морально-этическую уже все сказано.
Немцам придется греться электричеством:
In 2020, Germany generated electricity from the following sources: 27% wind, 24% coal, 12% nuclear, 12% natural gas, 10% solar, 9.3% biomass, 3.7% hydroelectricity.
Германия будет искать иные источники газа в перспективе (не то, чтобы их совсем нет, вопрос как скоро и по каким цена). Более того, вновь открыт вопрос о каменном угле (закрытый было по причине зеленой повестки) и вопрос об атомных электростанциях. Все это недешево и нескоро, но траектория понятна, и политики-бюрократы едва поспевают за общественным мнение.
Возможно рост цены компенсирует сокращение экспорта и дисконт? Итоговых цифр нет.
Интересно почитать, что происходит и может быть с ценами и э спортом пшеницы, особенно если в Украине сорвётся посевная.
В связи с обращением США к Ирану и Венесуэле с целью заместить российские поставки нефти вспоминаются слова Черчилля: "Если бы Гитлер вторгся в ад, я бы по крайней мере замолвил за дьявола словечко в Палате общин".
If Hitler invaded hell I would make at least a favourable reference to the devil in the House of Commons. Winston Churchill
Не встречал этой цитаты раньше, спасибо.
Прощай, нефтянка
Некоторые думают «Китай компенсирует». Только Китаю выгоднее купить долю в сильно подешевевших российских компаниях. Во всех практических смыслах - контрольную.
Не обязательтно покупать контроль, если поставщик не может продавать (серьезные объемы) никому кроме тебя. Контроль - это все-таки необходимость разбираться потом с местными (рабочими, местными жителями и пр.).
Уже предлагали синопеку и сказали что китай даже палкой не готов трогать добывающие компании российские. Китай не видит в россии партнера, как бы они не пыжились. Максимум что готов делать китай - строить в россии переработку с отьемом материала на месте. Если интересно, почитайте как ведет себя китай в африке, есть уже даже книжки на эту тему
Зачем партнёра? Хозяина. Даже строить не надо, просто «купить» активы и рабсилу по диктуемой цене, у РФ все равно нет leverage, да особо то и не было.
Кооператив Озеро уже прикупил, я думаю
Кооператив "Озеро" прикупил давным-давно. Ну, как прикупил - "прокредитованный" госбанками. Сейчас прикупать может Китай - не просто покупать, а диктовать цену.