Знак на въезде в штат Аляска

Знак на въезде в штат Аляска

Stefan Wackerhagen / imageBROKER.com / Global Look Press

155 лет назад, 30 марта 1867 года, произошло то, что сегодня все еще болезненно отзывается в душах российских патриотов-державников, — Российская империя подписала договор о продаже Аляски Соединенным Штатам Америки за $7,2 млн золотом. Казалось бы, давно пора забыть. Но в эпоху ренессанса российской имперскости, ностальгии по великому прошлому это, конечно, не удается сделать. Тема Аляски, когда в шутку, ради эпатажа, а когда и серьезно всплывает в речах, статьях и книгах российских публицистов, политиков, политологов, историков и прочих. Фантомные боли не дают покоя. Давайте вместе с историками, которые много лет занимались проблемой отторжения Аляски от России, ответим на вопрос, каковы были объективные причины этого.

В древности через Аляску люди заселяли Американский континент. Там жили племена эскимосов, алеутов и индейцев. Но до XVIII века мало кто из европейцев имел представление, что такое Аляска. Только в 1648 году ее заметили участники экспедиции Семена Дежнева. В 1732 году матросы судна «Св. Гавриил» высадились на берег Аляски — это была экспедиция Афанасия Шестакова и Дмитрия Павлуцкого. Так началась Русская Америка. В 1772 году на крупном острове Уналашка было основано первое торговое русское поселение. В 1784 году на Алеутских островах высадилась экспедиция под командованием Григория Шелихова. В 1799 году благодаря Павлу I была создана Российско-Американская компания. Она получила монопольные права на пушной промысел, торговлю и открытие новых земель в северо-восточной части Тихого океана. Первым губернатором Аляски стал Александр Баранов. В 1796 году русские открыли острова Ситка, где основали поселение и назвали его Ново-Архангельск. Казалось бы, Россия приросла новой землею. Однако всего через 70 лет Аляску решили продать США. Почему?

Далеко и холодно

Историки выделяют несколько причин, почему Аляска так и не прижилась к основной территории России, в результате чего с ней пришлось распрощаться после 125 лет владения. Пожалуй, все эти факторы можно разделить на основные и второстепенные. Все-таки если бы были решены основные проблемы, то, возможно, и сегодня существовал бы Аляскинский автономный округ в составе Российской Федерации. Неспособность преодолеть их решила судьбу Русской Америки.

Прежде всего стоит сказать об арктическом и субарктическом климате. На это, в частности, указывали чиновники правительственного Комитета об устройстве русских американских колоний, созданного в начале 1860-х годов. В докладе этого ведомства говорилось, что для этих колоний характерен застой, и «главную коренную причину этого застоя нельзя не открыть в естественных, климатических и географических условиях края». Поясним, что данный Комитет был создан для регулирования привилегий Российско-Американской компании, которая и контролировала с 1799 года Аляску. Жесткий климат не давал возможности развивать сельское хозяйство, хотя Российско-Американская компания не единожды пыталась внедрить в колониях земледелие и скотоводство.

Еще одним препятствием для того, чтобы Аляска на столетия стала русской землей, была ее оторванность от метрополии. Это не значит, что нельзя было решить эту проблему. Можно, но для этого требовалось развить российский торговый флот. Однако финансово-экономические проблемы государства не позволяли это сделать.

Аляска

NASA/Instagram.com

Здесь стоит упомянуть стикинскую золотую лихорадку, которая произошла в 1862 году. Стикинская — от названия реки Стикин, устье которой находилось в русских владениях. Но наплыв золотоискателей случился в соседних английских владениях Британской Колумбии (провинция на западе Канады), где было верховье реки. В самой же русской колонии никаких существенных месторождений золота тогда обнаружено не было.

Эта ситуация обнажила шаткость Русской Америки. Как пишет историк Андрей Гринев, колониальная власть просила прислать из метрополии военное судно для защиты интересов компании, если вдруг возникнут конфликты с иностранцами из-за золота. На это министр финансов Михаил Рейтерн в записке от 31 августа 1862 года писал, что рассчитывать на быструю присылку военного судна компания не может, поскольку этот вопрос еще требует согласования в Петербурге. Чиновник рекомендовал: «…При невозможности открытого и решительного сопротивления (которого предписано всеми мерами избегать) действиям золотоискателей, допустить добывание золота в наших владениях с известною платою в пользу Компании».

Стикинская золотая лихорадка ничем серьезным не закончилась и не повлекла за собой угрозы российским колониям. Однако тогда стало ясно, что удаленность от метрополии делает Русскую Америку уязвимой. Долго так продолжаться не могло.