Военный обозреватель Александр Гольц по просьбе редакции Republic продолжает отвечать на вопросы о современных войнах. Эти пояснения помогут вам лучше понимать новости из Украины. В этот раз речь пойдет о том, как воющие стороны должны обращаться с военнопленными.
В ходе «спецоперации» с обеих сторон оказалось немалое количество пленных. Украинские власти 19 марта заявляли о 562 пленных россиянах. Уполномоченный по права человека в РФ Татьяна Москалькова 21 марта сообщила, что в Красный Крест отправлена информация примерно о 500 украинских пленных. 1 апреля стало известно, что Россия и Украина обменяли по 86 пленных с каждой стороны.
Российская сторона подчеркивает, что украинские военнопленные содержатся в хороших условиях. Украина заявляет о том же, однако 27 марта в интернете распространилось видео, на котором неизвестные люди стреляют в ноги пленным российским военнослужащим. Украинские власти осудили такое поведение, а в Human Rights Watch заявили, что подтверждение факта будет означать военное преступление.
Обе стороны также активно используют допросы пленных на видео для пропаганды: плененные военнослужащие заявляют, что жалеют об участии в войне и призывают других солдат своей страны сложить оружие. Украинская сторона проводила пресс-конференции пленных российских летчиков, на которых те публично сожалели об участии в военных действиях.
Так как по международному праву должны обращаться с пленными?
Основным правовым документом, определяющим требования к режиму военного плена, является Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными», разработанная в 1929 году и уточненная в 1949. Конвенция решительно запрещает любые формы насилия, как физического, так и психологического, над попавшими в плен. Военнопленным должна обеспечиваться защита, в частности, от всяких актов насилия, запугивания, оскорблений. Не должно допускаться применение к военнопленным каких-либо репрессалий. Они имеют право на уважение их личности и чести при любых обстоятельствах. Свою гражданскую правоспособность (например, право распоряжаться деньгами и собственностью) которой они пользовались до захвата в плен, военнопленные сохраняют полностью. Насилие над ними в целях получения любой информации также исключается. Пленный должен сообщить лишь имя, фамилию, год рождения, воинское звание и личный номер. Ему должны сохранить удостоверение личности, а если такового нет, такой документ следует выдать.
Проведение "спецоперации" подразумевает присвоение статуса военнопленного? Или с точки зрения российских законов у тех, кого они захватили, другой статус?
Свежо предание, да верится с трудом... (с) Грибоедовъ
Похоже, что после Бучи сдаться в плен российским солдатам будет затруднительно...
вы оттуда, что там случилось, расскажите? а то я из РФ, тут 2 пропаганды, кому верить - хз.
Почти у всех, кто живет в Киеве есть знакомые из Бучи - это было самое привлекательное место если хочешь переехать в частный дом. В ленте друзей в фб легко можно найти личные истории людей или записи с домашних камер, если мерещатся фейковые 400 трупов.
так-так, и что там, на этих записях?
Взаимное ожесточение на войне - обычная практика. Этого следовало ожидать.
Спасение из круговорота жестокости в том чтобы помнить - на последнем суде каждый будет отвечать лично.