С интервалом в трое суток — два одинаковых происшествия. Некий серьезный человек из газовой отрасли убивает жену и дочь и сам кончает с собой. В понедельник в Москве на Университетском проспекте нашли мертвыми бывшего вице-президента Газпромбанка Владислава Аваева и членов его семьи, в четверг то же самое случилось в Испании в городе Льорет-де-Мар с семьей бывшего главбуха и акционера НОВАТЭКа Сергея Протосени. Разница только в способе убийства — жену и дочь Аваева застрелили, жену и дочь Протосени зарубили топором (сам Протосеня обнаружен с огнестрельным ранением).
Понятно, что могло совпасть, понятно, что и самые экзотические сюжеты могут ходить парами, но понятно также, что схожесть и одновременность двух трагедий по умолчанию располагают и к слухам, и к конспирологическим подозрениям, и к заведомому недоверию официальным версиям, даже если лишь в одном из двух случаев сведения исходят от российской полиции, а в другом о самоубийстве говорят непредвзятые испанцы. Опытный конспиролог может связать между собой и дуэли Пушкина и Лермонтова, и самоубийства Есенина и Маяковского, а, скажем, падения из окон топ-менеджеров ЦК КПСС Кручины, Павлова и Лисоволика после августа 1991 года и в наше время, и современникам тридцать лет назад вообще не приходит и не приходило в голову считать не связанными между собой эпизодами; спорить можно было только о том, сами ли они выбрасывались из окон, или кто-то помогал им, при этом разница между самыми ходовыми версиями не так уж и велика — понятно, что если в первые недели после крушения КПСС погибают трое ответработников, занимавшихся партийными валютными делами, разумнее всего связать их смерти с сокрытием тайн, а уж как именно сокрытие было реализовано, вопрос второстепенный. А что можно думать сейчас о загадочных смертях газовых финансистов?
Ключевым словом оказывается «сейчас»; это самый естественный подход, не конспирология — идет война, она беспрецедентна, она вносит коррективы во все, что происходит и делается сейчас в России. Принятие политических решений, бизнес, культура, медиа — нет вообще ничего, на что можно было бы смотреть, не думая о войне. Когда люди погибают даже в тылу во время войны, стоит исходить из того, что в случившемся не может не быть точек соприкосновения с войной. Газовая отрасль — исторически системообразующая для экономики постсоветской России. Даже сейчас, когда война вызвала к жизни беспрецедентные санкции, газовые корпорации, в том числе конкретные Газпромбанк и НОВАТЭК (Аваев, между прочим, был не только вице-президентом банка, но и акционером НОВАТЭКа, то есть обе смерти можно назвать новатэковскими), стоят чуть в стороне от общего массива российских компаний, подвергаемых международному давлению. России отключили SWIFT, из России уходят международные компании и инвесторы, но от российского газа Европа пока не отказывается, и это с одной стороны страхует отрасль от самых жестоких санкций, с другой, в контексте всех остальных мрачных перемен в российской экономике, меняет прежнюю распределенную нагрузку на сосредоточенную со всеми сопутствующими рисками. Если Газпромбанк оказался по объективным причинам единственным незабаненным российским госбанком, можно представить, как возросло его значение, скажем, с точки зрения финансирования резидентур российских разведок (а если рассуждать еще кинематографичнее, то почему бы не допустить, что, когда перестали летать самолеты с кэшем или даже, в конце концов, с наркотиками, новатэковские танкеры становятся по-настоящему стратегическими), и люди, годами находившиеся на газовом рынке и только на нем, оказались вдруг вне зоны комфорта, на ветру, в центре пересечения множества интересов и госкомпаний, и спецслужб, и тех персоналий, которые сами по себе влиятельнее и опаснее любой спецслужбы. Риски — и перейти кому-то дорогу, и оказаться знающим больше, чем положено живому человеку, и совершить какую-нибудь досадную ошибку — в новых условиях возрастают многократно. Тут уж каждый оказывается Кручиной, и вопрос, убили или сам, также делается интересным только для любителей загадочных историй, потому что первичен сам факт гибели в изменившихся политических условиях.
Но, повторим, могло и совпасть. Просто в нервное время и фантазии нервные, ни на чем не основанные, кроме страхов и стереотипов. Невротизированный новостями обыватель смотрит на бытовое убийство/самоубийство и домысливает всякие ужасы, помещая случайные смерти в контекст актуальных (и сверх меры чудовищных) новостей. Разумнее исходить из того, что у Аваева и у Протосени были собственные какие-то причины кончать с собой и убивать родных, мало ли в жизни тупиковых трагических ситуаций — болезни, долги, семейные дела, да хоть бы и наркотики, бывает. Но свои обстоятельства есть ведь и у тех, кто смотрит на убитых и самоубившихся. Говоря грубо, раковый больной, сам подумывающий о суициде, понимающе кивнет, читая новости о том, что кто-то застрелился (между прочим, некоторые таблоиды, нагнетая газовую драму, расширили список загадочных смертей в отрасли до четырех, добавив в него в том числе и газпромовца с предсмертной запиской как раз про обезболивание).
И вот, допустим, читает новости об Аваеве и о Протосене какой-нибудь типичный представитель нынешней российской окологосударственной богатой элиты, человек, потративший годы на достижение понятных жизненных целей — чтобы большие деньги, чтобы недвижимость на Рублевке и на Лазурке, чтобы дети устроены, чтобы активы приносили прибыль, ну и что там еще полагается. Играл по правилам, не верил ни во что кроме денег, и жил, следуя своей вере, в относительной гармонии и с начальством, и с окружающим миром. Он не верил в войну и не хотел войны, война спутала ему все карты, изменила его планы. На работе ему говорят открывать филиал в Мариуполе, а в Москве строить подчиненных буквой Z, а он не хочет — то ли из пацифистских соображений, то ли из нежелания попасть в черные списки западных минфинов, значения не имеет. И вот он сидит, читая безумные новости, и думает — тихо свалить, как Чубайс? Устроить демарш в Москве, как Овсянникова? Написать пост в соцсети, как Доставалов из того же Газпромбанка, или колонку в FT, как Панов из Аэрофлота? Сидит, думает, и читает про Протосеню.
Он знает столько же, сколько мы — нашли в испанском доме, семья зарублена, у самого пуля в голове, полиция говорит о самоубийстве. Он читает и в самоубийство не верит. Он много дней думал о рисках, с которыми сопряжен любой шаг в сторону. Посадят, убьют, сожгут машину, дочку изнасилуют, да что угодно. С этими мыслями узнает о Протосене, и не сомневается, что никакой это не суицид, а сидела семья на веранде испанского дома, и тут над скатертью тень нависла, и незнакомый голос сказал по-русски «Забери у него телефон».
И нет уже мыслей ни о побеге, ни о демарше. Догонят везде, найдут и заставят пожалеть вообще обо всем. И типичный представитель российской элиты вздыхает, гонит все свои смелые мысли, и отвечает начальнику, что да, готов ехать в Мариуполь открывать филиал, а подчиненные завтра выстроятся Z-строем ровно в девять ноль-ноль, съемка заказана. А перед глазами две зарубленные топором женщины и мужчина с огнестрельной дыркой в голове.
Кто спрашивает, почему молчит российская элита, почему нет серьезных людей, которые бы сказали вслух свое «нет» — представьте, что чувствует да даже не топ госкомпании, а знакомый всем Дмитрий Песков в эти недели, и какие страхи у них, и какие угрозы, и какие риски. Это их не оправдывает, наверное, но, по крайней мере, объясняет. Даже если Аваев и Протосеня действительно просто покончили с собой по каким-нибудь бытовым причинам.
Да, действенный способ сплочения элиты получился, и тут не важно, случайно или нет. Круче 37 года, тогда несовершеннолетних не казнили.
Если бы вся без исключения российская политическая и военная "элитка" сейчас скОренько самоубилась, это стало бы большим облегчением для всего человечества. Ну, конечно, погоревали бы, слезу пустили для порядка: всё-таки мир стал добрее с весны 1945, когда кровожадно радовались каждой раздавленной очередными нацистскими челюстями капсуле с цианистым калием или каждой пущенной себе в лоб очередным нацистом пуле.
эти «самоубийства» звенья одной цепи, там же и арест беседы и увольнение фээсбэшников. По классике жанра следуют «самоубийства» некоторых генералов и чиновников. Даже если войну назвать «спецоперацией», она от этого не перестает быть войной
Несчастные случаи меньше вопросов вызывают. Автомобильная катастрофа.
если только цели не стоит привлечь внимание сомневающихся
"Вишь ты", сказал один другому, "воно какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву, или не доедет?" - "Доедет", отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?".
Казалось бы от матёрого журналюги ОК можно было бы ожидать чего-то большего нежели приподъездного обсуждения текущей криминальной хроники. Жанр журналистского расследования существует уже более 30 лет и, потратив какое-то время на изучение фактов, можно было бы, наверное, предложить читателю что-то более увлекательное , чем смутные сомнения и неявные опасения. Протосеня покинул Новатэк ещё 7 лет назад. Чем он занимался все это время? Сохранил ли какие-то деловые связи с компанией? Что он делал в съёмном доме в Испании, имея вид на жительство и недвижимость во Франции? Не даёт нам Кашин ответа.
Или названный «новатековцем» бывший сотрудник УДП Аваев, до последнего времени занимавшийся изготовлением «костезамещающих углеродных имплантатов». Конечно фактурно и убедительно приделать его к нефте-газовой сфере, но кроме временного аэродрома в Газпромбанке, в котором, кстати, два десятка разнообразных вице-президентов, его ни с нефтью, ни с газом ничего никогда не связывало…
Вообщем, очень хотелось бы потратить эти несколько минут чтения Кашина не его конспирологические фантазии, а на действительную фактологию этих загадочных эпизодов.
RE Что он делал в съёмном доме в Испании, имея вид на жительство и недвижимость во Франции?
Отдыхал он там. Даже живя у тёплого моря, всё равно ездим (как и многие другие здесь) в Испанию, на неделю-две, снимая дом. Совершенно обычное дело.
Да лана чтобы проживаю условно во фреджусе переться в Испанию снимать дом? Оксюморон и катахреза
update:
в настоящий момент отдыхаем как раз в Lloret de Mar, где и произошло трагическое событие, мы в 500м от того дома.
Очень тихо, на улицах ни души (это не центр), но в каждом доме собаки, причём без привязи и не пудели / болонки, сам гулял со своей, лай стоял как в деревне. На многих домах камеры.
.
Прошлись вдоль берега ближе к центру. Много машин с французскими номерами, очень много слышал французскую речь.
Так что ничего удивительного в поездке в Испанию нет.
Из вашего "условно", наверное, смысла и нет, проще в Италию. Если надоело всё вокруг или пиццы захотелось.
А мы из нашего "условно" ездим и в Испанию в отпуск, хотя у самих с пляжами нет проблем. Наши пляжи это на выходных или вечером, а отпуск это отпуск )). В Испании в теже деньги больше и лучше дом. Еда тоже дешевле, и рестораны допоздна.
Да и в РФ летали раньше с Барселоны или Жироны, когда прямые рейсы были. Хотя аэропорт у нас тоже в наличии, ПГТ крупный.
Думаю, вопрос удалённости от границы и желания сменить обстановку.
Или не отдыхал, а скрывался, или ждал телепортации на Альфа-Центавру. Согласитесь, мы с вами достоверно этого не знаем и читаем, например, Репаблик, чтобы получить «мотивированную позицию», а не оценочное суждение уровня «А вот ещё у нас в полку случай был».
Тот самый случай, когда комментарий интересней статьи. Спасибо
Почему только в американской, украинской и в российской политической культуре применяются инсценированные самоубийства?
Что общего между США, Украиной и РФ ?
.
Ведь нет же дураков поверить в суицид сутенёра-педофила Эпштейна, повесившегося в камере с круглосуточным наблюдением (как некстати то охранник отлучился, ахаха) или экс-министра обороны США Форрестол, выбросившегося с 13-го этажа, предварительно удавившись пояском от халата. Украинские же практики политических инсценировок самоубийств заслуживают отдельного приза за цинизм: министр МВД Кравченко застрелился аж 2-мя выстрелами в голову.
.
Но мы не найдём ничего подобного в Западной Европе или Азии. Оппонентов сажают в тюрьму, подстраивают катастрофы (кейс, как Черчилль убил Сикорского, премьера Польши), но никаких суицидов. И откуда эта мода взялась в пост-советской РФ и Украине? Ведь в практиках большевиков спектаклей с самоубийствами не было.
А к американцам это зараза как прилипла?
.
Вопросов больше чем ответов. Явление имеется, истоки его туманны
Все действительно пропитано неназываемой …, при разговорах с друзьями и знакомыми эта тема неизменно первая и самая тяжелая. Через искаженную призму нашего большого горя все видется иначе и такие новости тем более. И видешь всюду сигналы и знаки направленные именно тебе и понимаешь что это такое безумие. И это тоже может быть объяснением, в конце концов границы психики человека не безграничны. 25 февраля покончил с собой в загородном доме один из менеджеров Газпрома и это было понятно как реакция на катастрофу цивилизации, нашей но и этого конкретного человека. Когда нет больше будущего либо оно невыносимо ужасно в своем уродливом новом виде.
Справедливости ради, речь все-таки идет не о тех, кто реально выступил с антивоенной позицией, а о каких-то случайных топ-менеджерах
Процитирую классику: "Как говорил один мой знакомый, покойфный, "Я слишком много знал"" Хотя надо подождать третьего группового самобийства, желательно в финансовом отделе, чтобы быть уверенным.
Всё верно.
Добавить нечего.
И это пока только гражданский сектор. Как только росия начнет терять ублюдков в униформе тысячами в день, а танками-самолетами - сотнями, то счёт таких "случайностей" пойдет на десятки. То, что папа складывал в стопку и греб в кучи, у папы и у семьи пропадёт к тому интерес в одночасье. Придёт час и путиных...
Это скорее говорит о том, какие там психи были собраны.
А судя по тому, что такие психи были собраны не только там, то ждать нам новых неожиданных смертей, похоже.
При Гитлере хотя бы экономика росла и промышленность развивалась. А тут тупо подсели на трубу, все друзья сказочно обогатились и стали миллиардерами, и коллективно сошли с ума. Забавный финал.
Газ пожирает своих детей.
Кому принадлежит Сургутнефтегаз, хоть КТО-НИБУДЬ знает? Единственная страна в мире, причем необычная, где все что плохо лежало - уже давно отжали, а тут есть какая-то непонятная компания, о которой ничего неизвестно - чья она вообще?
Это секрет пострашнее золота Партии, похоже...
Да все знают что она Михал Иванычина
Больше похоже на общак