Фрагменты памятника перед зданием городской администрации, Геническ, Украина. Фото: Telegram-канал "Украина Сейчас"

Фрагменты памятника перед зданием городской администрации, Геническ, Украина. Фото: Telegram-канал "Украина Сейчас"

Время провоцирует мыслителей-государственников в спешке — буквально на коленке — стряпать идеологические модели для новой России (нет ведь особой нужды говорить, что пару месяцев назад мы проснулись в новой стране, причем на этот раз — действительно в новой, речь не о риторических украшениях). «Власть» уже рассказывала о контекстах, в которых модно теперь употреблять слово «денацификация», но не денацификацией единой жив режим. Денацификация, как ни крути, процесс, предполагающий некую финальную точку. Даже если грезят его разработчики о денацификации целого мира. Но ведь и после успешного окончания этого увлекательного процесса государство должно чем-то заполнять умы своих подданных.

Резекция опухоли

Для начала — только пара цитат. Это Александр Дугин, человек знаменитый и заслуженный. У него все всерьез, у него — конфликт цивилизаций в голове и вокруг: «Мы вступили в конфликт цивилизаций, и сейчас обязаны — прежде всего самим себе — предъявить, что мы за цивилизация? Кто мы? В чем наша особенность, каковы наши основные отличительные черты? Какую миссию мы несем народам мира? Украине? Братским странам СНГ? Всем остальным?

Вот это сегодня жизненно необходимо.

В настоящем — в культуре, в экономике, в образовании, в этике — у нас аргументов не много. Да, почти нет. То, что мы имеем, недалеко ушло от Анти-России. Мы сегодня остаемся собой только потому, что «Бессмертный полк», потому что у нас есть великое прошлое и великие мертвые. Потому что Россией (по словам графа Миниха) управляет Бог. Это и движет народом. Влечет его к Победе.

Русская глубина проступает не благодаря поверхности растерянного постсоветского и уже постлиберального общества, а вопреки ему».

И что же все-таки может невеликим живым предложить цивилизация великих мертвых? Примерно следующее: «Запад вырезает нас из себя, но и мы должны вырезать из себя Запад. Удалить, провести резекцию опухоли». Вы, возможно, удивитесь, но это и есть позитивное предложение. Другие отсутствуют.

Можно сделать еще десяток-другой аналогичных выписок, но, во-первых, Дугин красиво формулирует, а во-вторых, все они об одном: мы противостоим западному миру, нам надо избавиться от гнетущего влияния, вот сломаем тут все — и заживем.

Такой примерно план на ближайшие десятилетия. Или на ближайшие дни. Непонятно ведь, сколько у нас времени на самом деле с учетом заявления Сергея Лаврова о том, что ядерная война недопустима и это принципиальная позиция России.

Интермедия: гениченский Ленин

От глубоких мыслей — к простым историям. В 2015 году — самый разгар «ленинапада» — снесли памятник Ленину и в украинском городе Геническе. А в апреле 2022-го, когда Геническ оказался под контролем российских войск, истукана отыскали на каком-то складе (украинцы, говорят, народ запасливый, ничего просто не выбрасывают). И вернули на постамент.

Для чего?