
Zamir Usmanov / Global Look Press
Даже в случае скорого прекращения «спецоперации», смены власти в России и восстановления отношений с миром стране может потребоваться 8–10 лет на реставрацию экономики. Если же курс не изменится, Россия вступит в полосу кризиса, который может стать крупнейшим за последние 100 лет. Экономист, ординарный профессор НИУ ВШЭ Игорь Липсиц в большом интервью Republic поделился своими прогнозами о будущем России. По его мнению, мы наблюдаем конец рыночной экономики в нашей стране.
«Мы загнали себя в ситуацию, при которой будем безальтернативно тратить огромные деньги на территории Украины»
— На ваш взгляд, что полезного для российской экономики сделало правительство с момента «спецоперации» и в условиях беспрецедентных санкций?
— Вопрос в том, чего — какой «пользы» — мы хотим добиться. Если каким-то образом оживить экономику, то, скорее всего, предложенные правительством меры малозначимы. Но если мы хотим снизить напряженность в обществе и создать ощущение, что государство народ не бросило, а о нем заботится, то эти методы оправданы — они работают. Полтриллиона выделили семьям с детьми — «государство помнит о людях!». Это инструмент социальной стабилизации, но не экономический.
— Каковы ваши ожидания по грядущей безработице? Сможет ли правительство сгладить эту проблему?
— Чем глубже мы погружаемся в эту ситуацию, тем больше ощущение дежавю 90-х. Тогда была безработица порядка 12–14%. Но она не была тотальной, поскольку была отработана понятная модель. Власть говорила руководителям предприятий: «Делай, что хочешь, но людей не увольняй». Тогда сложилась практика, когда директора крупных градообразующих заводов шантажировали власти — и это у них получалось делать хорошо. Они говорили: «Давай деньги из местного бюджета на поддержку предприятий, а иначе мы уволим людей, ты будешь с ними разбираться, и у тебя будет полная катастрофа в городе». И эти несчастные местные бюджеты, которые и так еле-еле сводили концы с концами, давали деньги крупным градообразующим предприятиям, чтобы те не увольняли работников. И выходило, что формальной безработицы не было. Люди были в так называемом частично оплачиваемом отпуске либо работали один-два дня в неделю за маленькую зарплату. И надо сказать, что в России такая модель применяется успешно — она устраивает власти и, как ни странно, людей. Видимо потому, что в таком случае нет окончательного ощущения, что ты безработный, есть надежда на восстановление прежней занятости и заработков.
Так что, скорее всего, уровень формальной безработицы в этом году будет низким — мы сейчас будем повторять модель скрытой безработицы, которая была в нашей стране 30 лет назад. А вот в 2023-м уже возможно нарастание безработицы и формальной — когда у бизнеса истощатся ресурсы для выплаты даже минимальных зарплат и придется затягивать пояса еще туже.
Кроме того, обращаю внимание, что у нас сейчас огромное число бюджетников — свыше 50% трудоспособного населения. Эти люди пока находятся в зоне защищенности от безработицы. Просто им, допустим, не будут повышать зарплату на фоне инфляции, им перестанут выплачивать премии, сократят льготы. И открыто возмутиться они не смогут, чтобы не потерять работу. Так что они станут жить хуже, но смирятся, успокаивая себя тем, что зато у них есть работа и какая-никакая зарплата капает. Но опять-таки в будущем году (если военная спецоперация перейдет в хроническую форму, истощая государственный бюджет) возможен секвестр — урезание бюджетных расходов. А это может привести к жесткому сокращению числа работников и бюджетных организаций.
Экономист Игорь Липсиц
Предоставлено Игорем Липсицем
— Но все же часть населения, допустим, как в 90-е — 12–14%, будет реально безработной. Чем занять этих «высвобождающихся от работы» людей?
— Это тяжелый вопрос. В России нет ни одной отрасли, пожалуй, кроме строительной и отчасти ЖКХ, которая остро нуждается в рабочих руках. Но проблема еще и в том, что сейчас непонятно, сможет ли бизнес вести такие объемы строительства как прежде. Непонятно ведь, какой будет спрос на жилье в ситуации падения доходов населения. Так что особых идей, куда деть уволенных, нет. Разве что общественные работы в парках. Такое предложил мэр Москвы Сергей Собянин в ответ на угрозу увольнения в столице 200 тысяч человек — тех, что работали в иностранных компаниях, ныне уходящих из страны.
Но это речь идет про Москву — богатый город. А если взять маленькие города в регионах? Там и таким образом вряд ли можно будет решить проблему безработицы — бюджеты сильно усохнут, поскольку они наполняются налогом на доходы граждан. Меньше доходы, меньше налоги с горожан, меньше возможностей для финансирования хотя бы общественных работ в таких городах.
— Российскую экономику неминуемо ждет инфляция — она и так была, но сейчас будет разгоняться. Насколько эффективным окажется принудительное сдерживание цен на основные продукты? Такое начали практиковать еще и до «спецоперации» — вероятно, сейчас такой инструмент будут использовать все чаще?
— Когда начинаются всякого рода военные действия, то регулирование цен неизбежно, поскольку экономика оказывается под влиянием панических настроений граждан. Понятно, что для бизнеса это дополнительные проблемы. Если производитель продуктов сократит поставки из-за не устраивающих его цен, то власть скажет ему эти поставки возобновить. А если он с этим не согласится, то моментально на него заведется уголовное дело, и он окажется перед простым выбором: либо делать свои товары почти без всякой выгоды, но быть на свободе, либо бороться за свои права на доход как владелец частного бизнеса, но попасть под статью и в итоге лишиться и бизнеса, и свободы.
Так что в итоге рыночная экономика у нас будет слабенькой. В малом и среднем бизнесе ее элементы, скорее всего, сохранятся (даже в СССР была некая негосударственная промкооперация), но не более того. Бизнес будет работать в условиях репрессий, задач по производству в натуре, принуждения не повышать цены. Кто смирится — останется на свободе и сможет хотя бы кормить свою семью. О развитии бизнеса речи не будет.
Общий вывод: период поступательного развития экономики завершился. Мы находимся на этапе ликвидации НЭПа, мы это проходили. Некоторые наши коллеги надеются, что у нас будет НЭП 2.0. Например, такого мнения придерживается мой коллега, экономист Александр Аузан. Но я не очень понимаю, что это такое в условиях нынешнего российского госаппарата. Я называю нашу экономику затухающей, деградирующей — это для меня понятно.
It's My City
«То же самое было после распада СССР в 90-х. Сюда шли иностранные инвестиции, мы закупали массу импортного оборудования, приходили иностранные компании, строили здесь предприятия, учили персонал.»
.
Можно поподробней, что за предприятия построены иностранными компаниями в РФ в 90х? Я тогда жил, но не припоминаю подобного.
Имеется в виду постройка физических объектов, или создание СП и АО?
Речь идет обо всем периоде после 90-х. А в 90-х шла уже перестройка заводов, приобретенных во время приватизации. Сам это наблюдал (например, на Краснодарской табачной фабрике, купленной "Филип Моррис Интернэшнл" еще в 1995 г.). Кстати, фабрика это потом проработала до 2022 г. и только в нынешнем феврале была закрыта из-за падения спроса у беднеющего населения и наличия на рынке нелегальных сигарет.
«Речь идет обо всем периоде после 90-х.»
.
Если речь обо всём периоде _после_ 90х, то так и следует писать: «после 90х» или «начиная с 90х».
А когда написано «в 90х», то это означает десятилетие или меньше. Но не больше.
СССР реально распался в 1991-м, то есть в 90-х. С этим же вы не спорите? Так у меня и написано: "То же самое было после распада СССР в 90-х". "После" - обозначает период, начавшийся после определенного события. Я же не написал про инвестии "в 90-х".
Я понял написанное именно так, про инвестиции в 90х.
Как вам угодно.
Если бы я писал, то не стал бы уточнять что ссср распался именно в девяностых, это же случилось один раз, а не несколько, временная отметка не нужна.
Повторюсь, как вам угодно.
"Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!" (с) :-)!
Сильно сомневаюсь, что нынешний режим, абсолютно неэффективный во всем, сможет протянуть больше 3 лет в таких условиях, Северная Корея и Иран и то в разы эффективнее в плане внутреннего управления, так что скорее всего вероятен ливийский сценарий, нынешняя "элита" смертный приговор себе уже давно подписала и на Западе это прекрасно понимают, иначе по-другому бы действовали.
Бросьте, угроза расстрела любого заставит подчиниться, как раз КНДР и Иран это подтверждают. Вопрос только в том, захочет ли в такой стране кто-то жить…
Спасибо. В Россию ни копейки.
У меня такое нехорошее ощущение, что всё пойдёт по третьему сценарию.
Единственное, что пока ещё непонятно - каковы будут размеры выжженной пустныни, с Евразию, или существенно больше. К сентябрю, я так понимаю, увидим.
Но чтобы оставаться на позитивной ноте - адепты теории глобального потепления могут вздохнуть спокойно, глобальное потепление отменяется, ядерная зима (если теория верна) всё это исправит.
Согласно последним моделям на новейших суперкомпьютерах: модель "ядерная зима" не находит подтверждений. Что-то про то, что недостаточной силы будут огненные смерчи, чтобы поднять пепел на нужную высоту. То есть, пи.ц будет не 10000+ лет, а на 100-200.
Вы меня успокоили
Я не экономист, но с 1991 работала в международном бизнесе, привлекая те самые пресловутые прямые иностранные инвестиции. Бизнес прагматичен или циничен (кому как нравится называть). Известная советским людям обувь фирмы Salamander была очень удобной потому, что фабриканты использовали заключенных концлагерей для испытаний обуви для вермахта в многочасовых маршах по кругу. После войны фирме не понадобился ребрендинг, и колодки они сохранили. Многие другие германские фирмы сотрудничали с нацистами и до сих пор процветают - мало кто отказывается носить костюмы от Hugo Boss, дизайнеров формы СС, или ездить на Опеле.
Прошло совсем немного времени после расстрела на площади Тяньаньмэнь, и в Китай пошли многомиллиардные иностранные инвестиции и новейшие технологии. Журналист Хашогги был зверски убит саудовскими спецслужбами совсем недавно, что не мешает Западу закупать нефть у дружественного режима.
После падения режима, а это неизбежно, новым властям придется не просто восстанавливать экономику, но и договариваться о размерах, сроках и форме репараций. Ситуацию сегодня трудно сравнивать с 1989, когда было потеряно 40% валового продукта. Из этих 40% значительная часть продукции не имела никакой рыночной ценности, а при ее изготовлении тратились огромные природные и человеческие ресурсы (например, продукция многочисленных оборонных НПО).
Впрочем, российскую экономику и до печально известной даты трудно было назвать рыночной при монополии госкорпораций и, формально частных, особо приближенных крупных компаний и почти 50% занятых в бюджетной сфере.
Так или иначе, даже при радикальном энергетическом переходе экспорт нефти и газа как сырья для нефтехимии и производства удобрений будет восстанавливаться. Возможно, именно снижение дохода от экспорта сырья и будет наконец стимулировать развитие рыночной экономики в сторону усложнения. Кроме того, условием возвращения иностранных инвестиций может стать ограничение военного-силового бюджета. Это повлечет не только экономию средств, но и высвобождение трудовых ресурсов, так необходимых в стране со стареющим населением.
Только одна мааааленькая поправка: второго шанса России уже никто не даст. Все уже поняли (fool me once etc.), что как только Россия накапливает жирок, она начинает грозить миру. На отказ от ядерного статуса, раздел и депутинизацию РФ не пойдёт, поэтому будет обречена на вечное прозябание. Может лет через 100…
Ну и Hugo Boss не был дизайнером формы СС, он просто шил кучу всяких униформ.
Точно, не дизайнил, а шил. Но не просто шил - Хьюго Босс вступил в нацистскую партию ещё в 1931 и использовал труд заключённых концлагерей.
Ну так а кто не использовал-то? Но мы ведь от Мерседесов с БМВ не отказываемся по этой причине
Об этом и речь. Германии потребовалось проиграть две мировые войны, чтобы признать свою вину и начать реформировать себя. Мы проиграли холодную войну и, уверена, проиграем и настоящую. Трагедия в том, что ещё много людей погибнет, прежде чем придёт осознание и понимание.
Не просто проиграть, а пройти насильственную денацификацию, но там ситуация была радикально другой - Германия была полностью оккупирована странами-победительницами. И то реваншизм был довольно популярным. В РФ такого не будет в силу физической невозможности ее оккупации и полной денацификации. Так что даже формальное поражение РФ в текущей войне лишь отсрочит войну новую.
Не факт, про Германию после второй мировой тоже так говорили
И пример России это подтвердил. Сколько, по-вашему, надо еще делать то же самое, надеясь на другой результат?
"Возможно, именно снижение дохода от экспорта сырья и будет..."
Как говорится, а возможно и не будет
Все верно. Неясно только, какой политический режим будет эти задачи так решать - "ограничивая военно-силовой бюджет"...
Сегодняшние 40-летние не работали в ЦК КПСС или КГБ, хотя и среди тех, кто постарше, может найтись свой Аденауэр. Думаю, Северная Корея из нас не получится - они из изоляции никогда не выходили. Ясно одно - предстоят тяжёлые времена, но наши трудности несопоставимы с болью и разрушениями в Украине.
Прекрасная Россия будущего немыслима, помимо прочего, без отказа от ядерного оружия. Оно всегда будет создавать ложное чувство защищенности и возникающей из этого безответственности (ну и питать имперские великодержавные амбиции, само собой). Надо, чтобы народ понял, что никакой суперпупер защиты нет и не будет, и надо просто работать над экономикой и устанавливать нормальные отношения с другими странами. То есть встать с головы на ноги.
Не будет отказа от ядерного оружия. Не верю в такое руководство России (любого уровня либеральности), которое на такое пойдёт. Как бы рационально это не было
Мне кажется, что ЯО и великодержавные амбиции - вещи не так уж прямо взаимосвязаные. Например, Великобритания и Франция разрабатывали и ставили на вооружение ЯО, параллельно отказываясь от великодержавных/имперских амбиций. ЯО конечно помогает великодержавности, но отнюдь не требует её.
Вы сейчас сравниваете взрослые нации с нацией-подростком. Причём, двоечником- ПТУшником
Русское "счастье": века или застоя или зверских экспериментов
Русское счастье экспериментов
Нас ждут десятилетия позора и нищеты,проще уж уехать куда подальше,хотя и процесс отъезда тоже небыстрый.
Кто бы в здравом уме отдал ядерное оружие в обмен на Инвестиции , интересная конечно логика)))
Действительно, хорошо жить или быстро умереть - выбор очевиден!
Это вообще очень странная мысль, учитывая, что у любой России будущего под боком будет Китай. Ну то есть люди реально живут в убеждении, что весь свет живет в мире и согласии, одна сумасшедшая Россия воюет. И совершенно очевидно, что все остальные соседи Китая на исключительно мирное сосуществование не рассчитывают. А вот умная Россия будущего демилитаризуется и отдает ЯО в обмен на инвестиции (причем какие инвестиции, зачем их сюда продолжать вкладывать после того, как аборигены отдали ЯО - непонятно). Давайте уж тогда назовём вещи своими именами: США и Китай делят Россию на сферы влияние и размещают уже свое ЯО.
Прочитав некоторые статьи и многие комментарии складывается ощущение огромная масса людей живет в какой то розовой вооброжляндии с летающими единорогами !
Посыл «США и Китай делят РФ на сферы влияния» (и, видимо, подразумевающийся «а ЯО поможет этого избежать») основан на ряде неявных допущений:
- под «сферой влияния» кажется имеется в виду коттроль над физической территорие
- по «контролем» кажется понимается контроль силовой (иначе зачем бы противопоставлять ему ЯО)
- США и Китай имеют интерес к силовому контролю над физической территорией РФ
- иной формы межгосударственных и межобщественных отношенийб кроме вертикальных, не существует.
С моей точки зрения (по крайней мере как экономиста) в условиях 21-го века видятся как минимум анахронизмом из 19-го (как максимум – просто безосновательными «геополитическими» упрощения), а основанный на них посыл – всего лишь слоганом.
Так и нападение на соседнюю страну, особенно с целью территориального захвата, до недавнего момента казалось чем-то из XIX - а гляди же ты, и в XXI находятся желающие.
Понятие марионеточное государство, к примеру, это что-то из вполне себе XXв, кстати (пусть и стало скорее штампом из прошлого, но как бы еще назвать из свежего Абхазию, Лугандонию или, скажем, коалиционное правительство Ирака с Северным Кипром). Отдельно замечу, а масштабные санкции, ограничивающие широкие сферы любого экономического (и не только экономического) сотрудничества - особенно если взять в расчёт возможные вторичные санкции, которые пока ещё толком не применялись
- это все тоже хорошо вписывается в привычный нам порядок XXI века?
Мир жил с 1991 (а по сути раньше, с Рейкьявика) без угрозы масштабного конфликта между крупными международными игроками. Противоречия остались, но решались больше экономическими методами конкуренции (иногда вполне себе недобросовестной), причём даже серьезных прокси конфликтов (в духе Вьетнама или Корее) по сути не было. И мы все почему-то решили, что это естественный ход прогресса и по-другому не бывает. В это хотелось бы верить, но пока реальность ставит этот постулат под вопрос.
Россия на всех парах мчится в сферу влияния Китая и ЯО чет как-то не сильно этому мешает.
Хотелось бы еще уточнить - инвестируют только в страны с ядерным оружием?
Так речь-то не о том, в кого инвестируют (так и в страну, которая может в любой момент на соседа напасть, не очень инвестируют, что с ЯО, что и без ЯО), а возможности сделки "сдача ЯО в обмен на инвестиции". Условное маленькое независимое гособразование на месте одного их бывших субъектов бывшей страны, конечно, на такую сделку пойдёт. А вот Россия в том или ином виде - скорее всего, нет, кто бы ни был у её власти.
Это должна быть Большая Сделка
Ну, хорошо, если Россия не развалилась, что можно предложить этой России в качестве гарантии безопасности (а ЯО нужно все же для этого, а не чтобы компенсировать ядерной дубиной стареющие чресла)? Вступление в НАТО или хотя бы ассоциированный статус - да его Россия ни в каком никогда не получит, это очевидно. Что еще можно предложить: пообещать, что договорились с Китаем и его гарантии - часть большой сделки? Ну, мне кажется, что Горбачев, в свое время, тоже воспринимал что-то в общении с Западом как часть большой сделки. Потом выяснилось, что, в общем-то, сделки легко меняются в переменных условиях непостоянного мира. А уж сказать, что это 4 года назад вам обещал президент-демократ, а у нас теперь другая власть - это вообще легко и даже не обман. Поэтому что такое Большая Сделка в современных реалиях - я не очень понимаю. Мы все пытаемся мир свести к особой ситуации Второй Мировой и ее последствий, но чтобы общества и политики были готовы к таким решениям, они должны пройти через такие же вызовы и страдания. Но лучше, наверное, этого избегать.
ЮАР, например
Все решают конкретные люди, разве не так?)))