
Фото: piqsels.com
В апреле в США вышла новая книга знаменитого приматолога Франса де Вааля «Непохожие: что обезьяны могут рассказать нам о гендере». Американский книжный обозреватель Дэвид Вайнберг уже прочитал эту книгу и делится впечатлениями в своем блоге The Straight Dope на платформе Medium. С любезного разрешения Дэвида публикуем сокращенный перевод его рецензии.
Читать Франса де Вааля, пишет Вайнберг, неизменное удовольствие. Он всегда пишет увлекательно, но при этом научно строго, скрупулезно и нейтрально. Если у этого автора и есть какие-то скрытые мотивы или предубеждения, то они, похоже, сводятся к стремлению быть максимально честным.
Все это в полной мере относится и к его новой книге, рассказывающей о различиях между полами. Неврологические, биологические и культурные отличия мужчины от женщины объясняют многое, при этом не объясняя ничего, говорит де Вааль. И все же биология должна служить ориентиром во все более сложной войне полов (которых между тем становится все больше).
Спасибо за обзор. Как замечательно, что кто-то об этом пишет на серьезном уровне. На мой взгляд, биологические различия между мужчинами и женщинами сильно недооцениваются современным обществом в его (несомненно, правильных) попытках двигаться к всеобщему равенству. Эти различия влияют на множество аспектов социального поведения значительно сильнее, чем это хотят признавать современные нравственные идеологи (речь про прогрессивный Запад — Восток тут еще сильнее отстает).
Что касается такой проблемы как изнасилование, то лично я придерживаюсь мнения (и оно косвенно подтверждается де Ваалем), что ключевая причина этого явления, существующего, судя по всему, только в человеческом социуме — невозможность удовлетворить совершенно нормальное и естественное мужское сексуальное желание другими способами. Почему этих других способов нет в среде обитания конкретного мужчины — это уже другой вопрос. Тут может быть виновна и общественная мораль (включая упоминаемую религию), которая в целом до сих пор в той или иной степени табуирует сексуальные контакты, не несущие своей целью продолжение рода или хотя бы не находящиеся в рамках партнерских отношений, и среда, в которой вырос человек (например, отсутствие представлений о принципе согласия). А чаще всего — комбинация и того, и другого.
Исходя из этих наблюдений борьба с феноменом изнасилования должна строиться на развитии принципа согласия и внедрении его во все слои общества, а также на полном детабуировании секса буквально во всех его проявлениях (при обязательном соблюдении принцип согласия), на формировании среды, в которой секс — прежде всего для мужчин, т.к. у них потребность в сексе значительно, на многие порядки выше — будет максимально доступен (в т.ч. через развитие легальной порнографии, киберсекса и так далее).
Наличие различий между мужчинами и женщинами и декларируемый современной моралью принцип равенства людей вне зависимости от пола и прочих характеристик на самом деле не вступают в противоречие, как может показаться на первый взгляд. Дело тут в том, что когда мы говорим о различиях, мы размышляем в биологическом (телесном) контексте. А когда о равенстве — в морально-нравственном (духовном). За нравственный контекст отвечает человеческое сознание, а не тело. И с точки зрения сознания нет разницы между жаждой к жизни (и другим базовым потребностям) у мужчины, у женщины, у молодого и старого, у богатого и бедного и т.д. Невозможно объективно измерить и сравнить степень этой жажды у одного человека и у другого, поэтому ее считают равной. Отсюда и все представления о равенстве.
Один из самвх любимых современных авторов, необычайно человечныеи книги о животных!