Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев во время неформальной встречи глав государств СНГ в Санкт-Петербурге, 28 декабря 2021 года

Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев во время неформальной встречи глав государств СНГ в Санкт-Петербурге, 28 декабря 2021 года

Kremlin.ru

Петербургский международный экономический форум в этом году обещал быть скучным. Западные топ-менеджеры отсутствовали, вместо них приехали глава ДНР и афганские талибы (организация признана террористической и запрещена в России). Самым запоминающимся моментом должно было стать выступление Путина, однако его затянутая лекция, которой он хотел доказать, что Запад находится в кризисе, а «военная спецоперация» в Украине здесь совершенно ни при чем, получилась вялой.

Но неожиданное оживление и даже воодушевление внесла пленарная сессия с участием президента Казахстана Касым-Жомарт Токаева и президента РФ Владимира Путина.

На вопрос модератора дискуссии, главного редактора RT Маргариты Симоньян, как в Казахстане относятся к «спецоперации» РФ в Украине, президент Токаев дал «откровенный ответ»: «Если право нации на самоопределение будет реализовано, то на земле из 193 возникнет более 500–600 государств, и будет хаос. По этой причине мы не признаем ни Тайвань, ни Косово, ни Южную Осетию, ни Абхазию. По всей видимости, этот принцип будет применен в отношении квазигосударственных объединений, которыми, на наш взгляд, являются Луганск и Донецк». При этом Токаев подчеркнул, что в стране существуют разные точки зрения на происходящее в Украине, поскольку в Казахстане — развитое гражданское общество.

«Вчера в Питере на ПМЭФ нашелся отважный человек, заговоривший о «веревке в доме повешенного, — написал на следующий день в одной из социальных сетей политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов, — им оказался президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он заставил вспомнить, что не один год занимал пост заместителя генсека ООН. Ведь объясняя, почему его страна не признает «квазигосударственные» территории ЛНР и ДНР, Токаев ссылался на международное право и Устав ООН, той самой ООН, которая признается Россией «краеугольным камнем» нынешнего мирового порядка. Тем самым казахстанский президент дал понять, что у самопровозглашенных республик Донбасса нет будущего в качестве субъектов международного права, во всяком случае, пока это право утверждается ООН».

Смелое и яркое выступление Токаева было тем более неожиданным, что до этого он всегда действовал и говорил предельно дипломатично. Кажется, пора приглядеться к новому лидеру Казахстана повнимательнее.

Карьера

Касым-Жомарту Токаеву 69 лет, он родился 17 мая 1953 года в столице Казахской ССР Алма-Ате (сейчас Алматы) в интеллигентной семье. Его отец Кемель Токаев — писатель, считается основоположником детективно-приключенческого жанра в казахской литературе. Мама Турар Шабарбаева — лингвист, преподавала в Алма-Атинском педагогическом институте иностранных языков. Всего в семье было трое детей, сын Касым-Жомарт и две дочери — Карлыга (1956 г. р.) и Карлыгаш (1960 г. р.).

Окончив среднюю школу №25 в Алма-Ате, Касым-Жомарт поехал в Москву, где поступил в один из самых престижных вузов СССР — МГИМО. Учился на «отлично», студенческую практику проходил в советском посольстве в Пекине.

После защиты диплома в 1975 году Токаева отправили работать в посольство в Сингапуре, а через четыре года вернули в Москву, в аппарат МИДа. В 1983 году, в рамках учебного обмена советских и китайских специалистов, Токаев 10 месяцев изучал китайский язык в Пекинском лингвистическом университете, доведя свое владение китайским до совершенства. Неудивительно, что вскоре его направили на работу в посольство СССР в Пекине, где он проработал до 1991 года на должностях второго секретаря, первого секретаря и советника. В 1991 году прошел курсы повышения квалификации руководящих дипломатических кадров в Дипломатической академии МИД СССР.

Но тут СССР развалился, и Казахстан получил независимость. Токаев вернулся на родину, где его знания и опыт оказались весьма востребованными, ему сразу предложили пост заместителя министра иностранных дел. В 1994 году он уже возглавил МИД Республики Казахстан. В марте 1999 года стал заместителем премьер-министра, а в октябре был назначен премьер-министром.