Актриса Лия Ахеджакова известна своей небезразличной гражданской позицией. Много лет она публично критикует действия власти, которые считает неправильными, выступает против несправедливости и заступается за преследуемых. Видимо, поэтому она чаще многих других медийных людей подвергается информационным атакам. Актриса не ведет соцсетей — но якобы от ее имени кто-то постоянно заводит аккаунты с выдуманными политическими постами. В июне московская полиция даже возбудила уголовное дело о клевете по заявлению Ахеджаковой из-за фейкового поста о переводе ею денег украинской армии. Лия Ахеджакова рассказала Republic, как на нее влияет «время, которое обостряется» и на что она в итоге надеется.
— В начале июня кто-то в фойе «Современника» случайно распылил перцовый баллончик, но СМИ преподнесли это чуть ли не как атаку на спектакль. Вы назвали это очередной информационной атакой.
— Да не было на спектакле никакого баллончика. Но сейчас такого много. Возникают эти боты [в соцсетях], которые от твоего имени начинают что-то писать. Как бы твоим именем пользуются, чтобы как-то накалять обстановку и «под тебя» работать. Сейчас этого очень много. Мне кажется, что им платят, кому-то это надо.
— СМИ часто хватаются за ложные поводы, связанные с вами. Как давно вас окружает вся эта дезинформация?
— Я не могу припомнить, когда это началось, но так было не всегда. В интернете у меня одни только фейки, кто-то за меня говорит, за меня высказывается, кто-то под меня работает, а ведь я вообще не веду соцсетей.
Конечно, так было не всегда. Когда-то нахлынуло, и мне кажется, это происходит уже немало лет. Из-за чего я вынуждена обращаться к адвокату, которому в любом случае, когда появляется от моего имени очередной твиттер или инстаграм, приходится это через суд решать. Но кто-то постоянно открывает новые аккаунты, и с этим бороться очень трудно.
— Как вы узнаете о том, что от вашего имени появляется новый аккаунт в соцсетях?
— Мой адвокат сообщает, если что-то происходит, или кто-то звонит, кто-то из друзей вдруг находит это в интернете, и я таким образом это узнаю.
— Вы смотрите новости по телевизору?
— Нет. Но я люблю смотреть «Культуру». На каких-то платформах смотрю сериалы. Прекрасные у нас бывают сериалы. Замечательные режиссеры их делают, и я с удовольствием смотрю, когда у меня есть время.
— Откуда вы узнаете новости?
— Я смотрю ютуб, мне включает муж. Все, что касается того, что в мире происходит, разные интервью замечательные, блогеров, это я все смотрю. Я по фамилиям не знаю всех, но я смотрю Дудя*, Гордееву, Солодникова, Шихман, журналистов «Эха», интервью на «Ходорковский* Live».
«Я совершенно не хочу ругать своего Президента. Потому что Президент до конца ждал, чтобы не пролить кровь, чтобы не оказались мы опять виноватыми»
Л. Ахеджакова 4.10.1993
Очень горестно, горько зная что надолго и в тоже время есть оптимизм. Спасибо за интервью с прекрасным человеком!
Спасёт ли культура… ведь в ней есть и Ахеджакова с Глуховским, и машковы тоже. А то ещё хуже - у Достоевского (которым «патриоты» тоже бьют себя в грудь, только не читали) есть «Бедные люди» и «Неточка Незванова» и «Идиот» - а есть и «Дневник писателя»… Культура - она скорее одна из проекций, а спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих. Для начала нужно ещё осознать факт утопания. Так что да, это надолго, одним поколением можем не отделаться.
Помню реакцию в соцсетях на фильм Лошака "Разрыв связи" - шок, безнадега, гнев на мамаш. Между тем, мало кто увидел, что у этих "монструозных мамаш" выросли хорошие дети. Думаю, мы можем надеяться уже на это молодое поколение.
Да, конечно. Но здесь есть тонкость - насколько то, какимы выросли дети, зависит от их "заскорузлых мамаш", т. е. от Вашего взгляда на соотношение nature vs. nurture в становлении человека. И тут концепция человеческого детеныша как blank slate медленно но верно находится в состоянии эррозии, не менее 50 лет. См. например Steven Pinker "The Blank Slate" в качестве обзора.
-
То есть я хочу сказать, что надежда, она всегда только на новое поколение - и увы, не всегда в этом есть заслуга "заскорузлых мамаш", к которым остается относиться лишь по делам их (не только по их словам, но и не по предполагаемым "заслугам").
-
... а гнев на "заскорузлых мамаш" мне отчасти понятен, точнее, неприятие, не гнев. Это не про "заскорузлость" мне кажется, а про то, почему же эта самая "заскорузлость", даже будь она трижды прекрасной, оказывается вам важнее собственных детей? Может, "Овод" в детстве пересмотрели, или еще что? Я не знаю. Я сам отец, и никакая идеологий никогда не встанет между мной и моими детьми, они прежде всего мои дети, затем они прежде всего люди, а уж потом все остальное, по мере необходимости.
С 2014 пытаюсь ответить на эти вопросы - у многих студентов начались ссоры с родителями и дедушками/бабушками. Наша внучка почти перестала общаться с другой бабушкой, и это очень печально. Недавно встретила маму своего недавнего студента и выслушала приговор или диагноз в свой адрес. Оказывается. это я жертва натовской пропаганды и не могу отличить фейки от правды. А она, как и многие другие родители, дама с хорошим образованием и работает в международной страховой компании. Как не вспомнить эксперименты Милграма или Зимбардо - не более 15-20% способны противостоять давлению наделенных властью. Однако, если знать о таких свойствах людей, можно более осознанно и критически относиться к пропаганде. Возможно, молодое поколение выросло в условиях информационной постиндустриальной эпохи, в отличие от их родителей, сформировавшихся в СССР.
Она права. Это - надолго.
Кто знает …..
Никто. Только просветов не видать. «Место, где свет» почему-то просвечивается. Я сам хочу быть оптимистом, но Моисей не просто так 40 лет по пустыне болтался, он же заблудился там, а тут даже не египетский плен по капле выдавливать.
Вы уже увидели дно?)
Много раз уже 🥲
Спасибо, Вам Лиля! Здоровья и творческих успехов!