Молодежный митинг протеста против агрессивной политики НАТО в Европе, 1969 год

Молодежный митинг протеста против агрессивной политики НАТО в Европе, 1969 год

Фотохроника ТАСС / Н. Суровцева

30 июня в Мадриде завершился трехдневный саммит НАТО.

Саммит 2022 года — тридцать шестой по счету — был назван историческим еще до его проведения. Он был приурочен к 40-летию вступления Испании в Североатлантический альянс, и на нем планировалось принятие новой стратегической концепции НАТО, определяющей цели альянса на следующее десятилетие. Но историческим он стал не из-за этих заранее намеченных планов.

Впервые после окончания Второй мировой войны и впервые после образования Североатлантического альянса в апреле 1949 года его саммит проходит в условиях большого военного конфликта на территории Европы. Собственно, создан был этот военно-политический альянс для защиты стран Европы от нападения Советского Союза. И хотя формально Советский Союз распался более 30 лет назад, этот процесс не завершился до сих пор, напротив, сейчас на наших глазах происходит ренессанс империи, сохранившейся в усеченном виде под названием Российская Федерация и стремящейся вернуть утраченные в 1991 году территории, а, возможно, и расползтись до размеров, которые империя занимала до Первой мировой войны.

Фактически боевые действия уже более четырех месяцев идут только на территории Украины — страны, не являющейся членом НАТО, но ментально свою «спецоперацию» Российская Федерация ведет именно против НАТО. Российские пропагандисты неоднократно впрямую озвучивали именно этот тезис.

15–16 июня 2022 г. в Мадриде собирались министры обороны стран-членов НАТО, чтобы окончательно обсудить основные вопросы, которые будут рассмотрены в ходе саммита. В завершении этой встречи генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг огласил его повестку:

— увеличение количества боевых формирований и запасов вооружения НАТО;

— увеличение оборонных инвестиций;

— поддержка Украины и других партнеров, подвергающихся риску со стороны Москвы;

— новая Стратегическая концепция НАТО;

— рассмотрение заявок Финляндии и Швеции на вступление в альянс.

«Путин получает больше НАТО на своих границах»

После 24 февраля 2022 года Финляндия и Швеция решили отказаться от нейтрального статуса и вступить в НАТО, но на их пути встала Турция, обвинившая обе скандинавские страны в поддержке курдских группировок. Финляндия и Швеция подали официальное заявки на вступление в альянс 18 мая 2022 года, но Анкара неизменно накладывала вето на рассмотрение их заявлений. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что у Финляндии и Швеции нет «четкого и открытого отношения к террористическим организациям», и поэтому, на его взгляд, они не заслуживают доверия.

Вплоть до 27 июня вопрос оставался подвешенным в воздухе. И только накануне открытия саммита, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, под председательством руководителя Личной канцелярии генерального секретаря альянса Стиана Йенссена прошли переговоры высокопоставленных должностных лиц НАТО, Турции, Финляндии и Швеции, на которых дело сдвинулось с мертвой точки. Переговоры продолжились на следующий день уже в Мадриде, где стороны, наконец, пришли к взаимоприемлемому соглашению и подписали трехсторонний меморандум, в котором Турция подтвердила, что выразит поддержку приглашению Финляндии и Швеции стать членами НАТО. В свою очередь Финляндия и Швеция согласились «предотвращать деятельность» структур, которые Турция считает террористическими, а именно Рабочей партии Курдистана, Сил самообороны сирийских курдов (YPG) и движения проповедника Фетхуллаха Гюлена FETO, кроме того обе страны согласились снять эмбарго на поставки оружия в Турцию, которое ввели в ответ на действия Анкары в Сирии в 2019 году. Турецкое правительство официально заявило, что на переговорах со Швецией и Финляндией «получило то, чего хотело».

Эрдоган на саммите

Bernd von Jutrczenka / dpa / Global Look Press

29 июня Швеция и Финляндия получили официальное приглашение вступить в альянс. Теперь их заявка должна быть одобрена парламентами стран-членов НАТО, и этот процесс может занять некоторое время, но никаких сюрпризов тут не ожидается.

«Присоединение Финляндии и Швеции повысит безопасность [членов альянса], усилит НАТО и сделает более безопасным евроатлантический регион», — говорится в заявлении НАТО, в котором описывается новая стратегическая концепция организации.

В принципе, для Швеции и Финляндии со вступлением в НАТО изменится немногое. Они стали официальными партнерами альянса еще в 1994 году, тесно взаимодействуют с его армиями, соответствуют всем его техническим и институциональным требованиям.

Главное изменение — это пятая статья Североатлантического договора, в которой говорится, что нападение на одно из государств НАТО является нападением на весь альянс.

«Одним из самых важных сигналов президента Путина… было то, что он против любого дальнейшего расширения НАТО, — сказал Столтенберг 28 июня. — Он хотел, чтобы НАТО было меньше. Теперь президент Путин получает больше НАТО на своих границах».

«С этим утверждением трудно спорить, — отмечает BBC. — Сухопутная граница Финляндии и России составляет 1300 км. Более того, именно в пограничных с Финляндией районах сосредоточены стратегические базы российских межконтинентальных баллистических ракет и базы Северного флота. К тому же, снабжение этих баз осуществляется по одной железнодорожной линии и одной автодороге, разветвляющихся лишь к северу от Ладоги — что дает силам альянса теоретическую возможность перерезать эту линию снабжения в любом месте на протяжении полутысячи километров».