Разгрузка товаров в немецком дискаунтере Aldi

Разгрузка товаров в немецком дискаунтере Aldi

dpa / Global Look Press

Шринкфляция — это незаметное повышение цены чаще всего на продовольственные товары. Если совсем просто, то шринкфляция — это когда вам за те же деньги продают чего-то меньше или хуже по качеству, что медиакомпания NPR, кстати, предлагает называть «скимпфляцией». Многим нравится следующее определение: шринкфляция — это инфляция, спрятанная в уменьшившихся упаковках.

«Можно смело говорить, что как бы громко потребители ни возмущались по поводу инфляции, шринкфляцию они не любят еще больше, — объясняет Мэтт Павич из Revionics. — Инфляция хотя бы кажется прозрачной, шринкфляцией же производители обычно занимаются тайком».

В Германии потребители забрасывают регуляторов и организации, защищающие права потребителей, жалобами на коварных производителей и продавцов. Например, в Гамбурге только за две первые недели августа таких жалоб пришло около 100 — в три-пять раз больше, чем в предыдущие годы. На основе таких жалоб регуляторы составляют очень длинные списки товаров, которые подорожали благодаря шринкфляции. Гамбургцы жалуются на повышение цены на 14% на мармеладных мишек, на 18,3% — на мясные товары, на 20% — на картофельные чипсы, на 24,2% — на молочные продукты и яйца, на 44,2% — на пищевые жиры и так далее. В основном речь идет о двузначном росте цен, в то время как общая инфляция в Германии была в середине лета 7,5%.

Производители, когда их, что называется, припирают к стенке, пытаются, конечно, оправдываться и как-то объяснять свои действия, но получается не очень убедительно. Например, для объяснения шринкфляционного повышения цен на отдельные виды маргарина они не нашли ничего лучше, чем назвать его (повышение цен) «исключительным шагом в трудные времена, вызванным очень сильным ростом цен как по всей цепочке поставок, так и сырья».

В Германии главной движущей силой инфляции после, конечно же, энергоносителей и электроэнергии являются цены на продовольственные товары. В июле их рост по сравнению с прошлым годом составил 14%, то есть был почти вдвое выше инфляции. В этом квартале, кстати, общая инфляция в ФРГ достигнет пика в 9,1%, после чего, надеются в Bloomberg Economics, постепенно начнет снижаться.

Сильнее всего шринкфляционный рост цен на продукты бьет по малообеспеченным слоям населения. Эффект от нынешней шринкфляции усиливается еще и тем, что она пришла после двух лет пандемии, которая существенно опустошила кошельки простых немцев.

«То, что мы сейчас видим, фактически только начало, — уверен специалист по питанию общества защиты прав потребителей Гамбурга Армин Валет. — Прежний опыт дает основания предположить, что ждать основного вала шринкфляции следует осенью, зимой и в начале следующего года».

В статистическом ведомстве ФРГ прекрасно знают о том, что происходит в магазинах, и внимательно следят за ценами более чем на 300 тысяч товаров и услуг. Мониторинг шринкфляции требует большого терпения. Производители предпочитают резать не одним ударом, а крошечными кусочками. Естественно, не для того, чтобы потребителям было не так больно, а потому что так незаметнее. Один из гамбургцев описал в жалобе стандартную плитку шоколада весом 100 граммов, за которой он следил несколько лет. Она, по его словам, усыхала по пять граммов за раз. В итоге сейчас, рассказывает он, можно даже найти плитки весом 75 граммов. При этом размер упаковки и, естественно, цена не менялись.

«Упакованная инфляция»