
Кадр из мультфильма "Алиса в Стране чудес" (1981)
Почему-то в моей памяти прочно поселился неизвестно откуда взявшийся народный стишок, который во времена моего младенчества повторялся практически ежедневно. Не ахти какое было в нем тонкое остроумие, но мне это нравилось, как всегда нравится ребенку всякая ритуальная повторяемость.
Стишок такой:
Ехала деревня
Мимо мужика
Вдруг из-под собаки
Лают ворота
Выбежала палка
С мальчиком в руке
И стала бить собакой
Палку по спине.
И вот что интересно: то, что в этом стишке что-то не так, я понял уже позже, годам, наверное, к семи — такова, видимо, сила поэтической логики, идущей иногда вразрез с логикой обыденной и до поры до времени подчиняющей ее себе. А до этого, представьте себе, никаких вопросов относительно того, каким это образом деревня может ехать мимо мужика, или как это возможно бить палку собакой, как-то не возникало.
Точно так же ребенок, как правило, не считывает, попросту не замечает жестоких и кровожадных фантазмов, какими часто бывают буквально пропитаны образцы детского фольклора. Взять хотя бы некоторые считалки наподобие той, где «дора, дора, помидора, мы в саду поймали вора, стали думать и гадать, как нам вора наказать, оторвали руки-ноги и пустили по дороге … и т.д.»
Сугубо прикладная функция этого и других подобных ему текстов, то есть выведение на чистую воду «водящего» («буду резать, буду бить, все равно тебе водить»), а также и их магическую генеалогию, начисто заслоняла собой так называемый «план содержания».
А в случае с «ехала-деревней» меня однажды вдруг осенило, что здесь, оказывается, все наоборот! И, немедленно впав в неофитский восторг, я стал изнурять родных своим неказистым остроумием.
М.Гарднер "Теория относительности для миллионов".
«Допустим, что после того, как яблоко упало, мимо проходил мальчишка и поддал его босой ногой.
Он вскрикнул от боли, так как ушиб пальцы. Последователь Ньютона сказал бы, что инерция яблока сопротивлялась этому удару. Последователь Эйнштейна может сказать то же самое, но он может также сказать, если ему это больше нравится, что пальцы на ноге мальчишки заставили весь космос (включая и пальцы) ускоряться в обратном направлении, а это привело к созданию поля тяготения, которое с большой силой притянуло яблоко к пальцам. Все это вопрос формулировки. Математически эта ситуация описывается одной системой пространственно-временных уравнений поля, но о ней можно говорить (благодаря принципу эквивалентности) на языке любой из двух ньютоновских формулировок (гравитация, инерция)».....
Пока не найдется объект с отрицательной массой в физике так и будет: все системы отчёта равноценны.
В реальной же жизни, похоже, аналог этой отрицательной массы уже материализовался.
PS конечно, существует условный приоритет инерциальных систем отсчёта, в которых счёт распространяется прямолинейно. Но, как мы видим, можно объявить, что кривой свет - самый кошерный.
Навеяло: Ленин - это гриб.
А я был уверен, что плесень.
С Курёхиным свою версию уже не обсудите, а с капитаном Африка - попробуйте.
Отлично, Лев Семёнович! Эксперимент «Я и другие» в масштабе огромной страны. Какое раздолье для социальных психологов!
Да, что сейчас происходит с Россией удивляет: Как это может быть! - восклицаем каждый день, - все ведь видят, что все точно наоборот и не замечают? Прочитаю какую-нибудь новость, и у меня на секунду возникает чувство, что я заглядываю в бездну, черную бездну без дна
Ирония истории в том что все это уже было, попробуйте угадать где )) Россия вляпалась в самый настоящий неофашизм и это не про зигующих бритоголовых нациков, а про сплотившихся и плачущих от счастья граждан, рукоплещущих патриотическим речам нацлидера, вещающего про фатерлянд, историческое право и национальные интересы.
На Дожде недавно вышел двухсерийный фильм "Необыкновенный фашизм", там две картинки просто поставлены бок о бок, потрясающая работа.
Я наконец начал понимать что на самом деле двигало весело зигующими немецкими домохозяйками. Пример вот он, перед глазами.
Поймал себя на мысли, что последнее время всё чаще в первую очередь читаю на Репаблике заметки Льва Семёновича, потому что такой подход в анализе текущих событий больше подходит, чем любая даже самая аргументированная серьезная журналистика. Спасибо большое.
Очень рада!