kremlin.ru
Не прошло и недели после сравнения России с «гигантской Северной Кореей», как на Давосском форуме (закончил свою работу в пятницу) прозвучал еще один доступный образ — «гигантского Ирана». И если в первом случае фраза принадлежала малоизвестному брюссельскому аналитику, то во втором — подлинной звезде мировой экономики и глобальных финансов Кеннету Рогоффу, в прошлом главному экономисту МФВ, а ныне директору по международной экономике в Гарвардском университете.
Разумеется, Рогофф не нуждается в представлениях. В России он успел поучаствовать во многих экономических форумах, с размахом проводимых государством. За год до войны, в середине января 2021 года, эксперт рассуждал о вызовах макроэкономической политики и постпандемийных стратегиях центробанков на Гайдаровском форуме. Возможно, русские переводы книг влиятельного автора — в первую очередь, его главного бестселлера «На этот раз все будет иначе. Восемь веков финансового безумия» — еще можно найти в книжном магазине РАНХиГС (если только освобожденный из-под домашнего ареста ректор Владимир Мау, поддавшись всеобщим настроениям, не распорядился провести в нем ревизию).
Кеннет Рогофф в ходе выступления на Гайдаровском форуме, январь 2021 г. / gaidarforum.ru
Рогоффа часто и охотно приглашали в Россию, в частности, потому, что тот относился к наименее радикально настроенной когорте западных макроэкономистов, которым, вообщем говоря, не свойственны политически окрашенные заявления. Их дело — деньги, на худой конец — пресловутые структурные реформы. Но на этот раз — в точности, как в упомянутом выше ироничном заглавии — все было иначе. В ходе сессии «Траектория развития России» эксперт заявил, что экономику страны ждут исключительно незавидные перспективы в условиях нарастающей международной изоляции:
«Посмотрите на Иран, Северную Корею, Венесуэлу, Кубу — вот куда идет Россия, несмотря на цифры статистики. "Гигантский Иран" — возможно, наилучшее описание [того, к чему все идет], той невероятной бедности по сравнение с уровнем жизни, к которому привыкли россияне».
Почему в дискуссии с другими спикерами форума в Давосе (которых Дмитрий Медведев, к слову, выступавший на нем в бытность президентом РФ, со свойственной ему экспрессией накануне назвал «убогими» и «недоразвитыми политическими тусовщиками») Рогофф так уверенно предсказывает России судьбу Ирана и прочих стран-изгоев? Потому что убежден, что международные санкции работают — и чем дольше, тем лучше. В свежих Хрониках госкапитализма: