Кадр из диафильма «Елка в Сокольниках»
Депутаты и сенаторы сами себе разрешили не публиковать больше декларации о доходах. Глава думского Комитета по госстроительству Павел Крашенинников рассказал «Ведомостям», что новая норма вступит в силу уже в этом году, и что публиковаться теперь будет только «обобщенная статистическая информация»: сколько деклараций подано и сколько — не подано, сколько нарушений выявлено. Ни фамилий, не конкретики.
Лень им с нами возиться
Инновационное решение вызвало у остатков общественности (хороший, кстати, термин; стоит теперь вместо устаревшего «общество» употреблять именно этот — «остатки общественности», опять же, звучит красиво) некоторые вопросы. А где вопросы — там и ответы.
Тот же Крашенинников в интервью «Комсомольской правде» был предельно откровенен: «Понимаешь, проще говоря, не всем это интересно, не всем это охота делать — лень… Кто-то не хочет показывать свои доходы. В общем, разные причины».
Еще эффектнее высказался член Совета Федерации от республики Крым Сергей Цеков: «Для чего нужно знать кому-то, сколько у конкретного сенатора или депутата квартир, какие у него квартиры, есть ли они у него. Для чего нужно это знать? Чтобы ограбить его? Я не совсем понимаю. Я до этого показывал все свое имущество на протяжении многих лет, оно у меня все на глазах. Не один раз сталкивался с ерничеством. Я занимаюсь своей работой много лет, занимал высокие должности и имел хорошую зарплату. Мне безразлична эта ситуация! Но если будет принято это решение, то, значит, для этого есть определенная аргументация».
После такого, конечно, не мудрено столкнуться с ерничеством еще раз, но мы сегодня ерничать не станем. Понять Цекова легко, а вот понять, зачем нынче публиковать декларации — не очень. Теоретически это ведь один из инструментов для общественного контроля над представителями законодательной власти. Представитель народа должен быть прозрачным. Любые подозрения в коррупции уничтожают его репутацию, ставят под вопрос дальнейшее пребывание в парламенте, и уж точно лишают шанса на повторное туда попадание.
Но то теоретически, а практически никакого влияния помянутые выше остатки общественности на работу номинальных своих избранников оказать не могут, легальных инструментов для этого просто нет, так зачем же злить публику, показывая, что слуги народные — как шутили еще в перестроечном КВН — живут много лучше хозяев? В наше-то непростое время, когда все должны сплотиться вокруг вождя и в едином порыве…
Ну, в общем, в наше непростое время, когда все государству должны, а оно — никому и ничего больше недолжно.
Политолог Михаил Виноградов предлагает такое резюме для споров о невидимых декларациях: «Ответ критикам прекращения публикации деклараций чиновников.