Картина: Вася Ложкин / vasya-lozhkin.ru
Критиковавший религию немецкий классический философ Людвиг Фейербах писал: «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создаёт по своему образу Бога, а затем уже этот Бог сознательно и произвольно создаёт по своему образу человека». Если заменить в приведённой формуле слово «Бог» на «русофоб», то она исчерпывающе опишет перемены в массовом сознании россиян. По крайней мере, те, которые хотел бы видеть действующий режим.
Расхожие ныне понятия «русофобы» и «русофобия» ещё десять лет назад отсутствовали в лексиконе российских официальных лиц и проправительственных СМИ. Только после аннексии Крыма и начала первой войны на востоке Украины этими словами режим начал объяснять причины нараставшей напряжённости.
Фото: Wikipedia / Devlet Geray
В 2014–2018 годах упоминаемость русофобов русскоязычными СМИ выросла в четыре раза. 2018 год послужил рубиконом: лично Владимир Путин сразу в пяти выступлениях за год ссылался на русофобию как универсальную причину всех бед страны. Неудивительно, что вторжение в Украину термин встретил состоявшимся и вполне наукообразным понятием. Логичной стала его очередная экспансия — в систему образования.
Осенью 2022 года «История антироссийской пропаганды» вошла одной из тем в специальный курс «Россия — моя история» для старшеклассников и учащихся колледжей. Транслируемые режимом установки вышли на новый уровень. Теперь это не истерики и проклятья от условного Владимира Соловьёва, которые можно выключить в любой момент (или не включать вообще), но часть образовательного процесса.
«Русофобия является постоянным явлением мировой истории на протяжении нескольких столетий. В её основе лежит страх перед величием и могуществом России и неприязнь к тому, что она представляет собой отдельную цивилизацию, живущую и творящую не по указке Запада. Россия предстаёт как экзистенциальный враг Запада и всего, что осознаётся в западной культуре как специфически «западное» — свободы, демократии, прав человека и т. д.»
— из курса «Россия — моя история»
Признание русофобии неизменным для «коллективного Запада» атрибутом получает статус символа веры у настоящего россиянина. А борьба со всеми русофобами должна войти в его образ жизни. Ведь нечего пускать слюни на специфически западные демократию, свободу и права человека. Гораздо лучше воображать себя великой и отдельной цивилизацией.
В гости к Марфуше из «Сахарного Кремля»
В 2022 году федеральное Министерство просвещения ввело для старшеклассников и учеников колледжей специальный курс «Россия — моя история», якобы по просьбам самих юношей и девушек. Номинально проект носит элективный характер и апробируется в 22 субъектах РФ и на трёх аннексированных территориях Украины.
На деле о внедрении курса уже отчитываются и в не входящих в перечень регионах. Есть и свидетельства от российских педагогов, что руководство вынуждает их использовать «Россия — моя история» в качестве методички для обычных уроков по предмету.
«Моя подруга в Волгограде, которая в октябре стала преподавателем истории в колледже, рассказала, что им на педсовете сказали брать готовые лекции и даже презентации с официального сайта [firpo.ru]. Я слышал о методичках, и я слышал, что у преподавателей отнимают свободу творчества, но чтобы такое предлагать…»
— из письма в редакцию Republic.ru
Цели нововведения понятны из самих названий его тем (стр. №7 по ссылке). «Волим под царя восточного, православного» (положение западнорусских земель под властью Речи Посполитой; восстание Богдана Хмельницкого; Переяславская Рада; освободительная война России за Малороссию). Или «Отторженная возвратих» (здесь будет идти речь об освоении Новороссии, строительстве новых городов, присоединении Крыма, разделах Речи Посполитой и воссоединении западнорусских земель). Есть ещё такие темы: […] «Сталинское экономическое чудо» (восстановление СССР после войны); «Развал СССР. Причины. Последствия».
Изображение: Wikipedia
Апофеозом курса служит его четырнадцатая тема — уже упомянутая «История антироссийской пропаганды». Отдельные фрагменты из сценарного плана урока претендуют на статус слепка эпохи. Общий лейтомтив — Запад ненавидит Россию по умолчанию, так было во все времена. Ведь Русь крестилась от Византии, а византийцев Запад ненавидел за то, что те были православными. Стефан Баторий, Наполеон Бонапарт и Адольф Гитлер — все они мыслили и поступали совершенно одинаково, из одних и тех же соображений.
«Учитель: обратите внимание на термин. «Фобия» означает иррациональный, т. е. нелогичный, страх чего-либо. В данном случае страх чего?
Ученики: боязнь России, русских, всего русского.
Учитель: вспомните, как была связана Русь и Византия? Кто стал наследником великой империи?
Ученики: кроме военных походов, русичи торговали с Константинополем, затем из рук Константинопольского Патриарха княгиня Ольга приняла крещение, а через несколько лет и её внук князь Владимир крестился сам и крестил всю Русь»
Конечно, авторы курса не забыли о главном свидетельстве западной ненависти к России — существовании независимой Украины.
«Учитель: Особенного накала достигла спонсируемая из Вашингтона пропаганда украинского сепаратизма. Как вы думаете, почему именно украинский народ стал готовиться на роль анти-России?
Ученики: это часть одного этноса, так было легче развалить единство народа. Украинство исторически рассматривалось как сила для уничтожения русского единства.
Учитель: Именно украинские нацистские идеологи составили самый агрессивный отряд русофобии»
При прочтении техзадания к занятию трудно отделаться от мысли, что это фанфик по миру сорокинского «Дня опричника». Что-то подобное наверняка постигала в школе девочка Марфуша из «Сахарного Кремля». Так чем же подтверждают организаторы курса свои ключевые тезисы?