Кадр из сериала "Раневская" (2021)

Кадр из сериала "Раневская" (2021)

kinopoisk.ru

Когда-то давно, в далекие времена отечественный кинематограф был увлечен стряпаньем байопиков. Слова такого тогда не было, поэтому байопики называли просто фильмами о выдающихся и героических личностях отечественной истории. Начало череде экранных великих и знаменитых положил фильм 1925 года «Степан Халтурин». Через год эстафету принял «Тарас Шевченко», неизвестно с чего записанный в борцы за свободу российского просто люда. Дальше были «Минин и Пожарский», знаменитый «Чапаев», «Салават Юлаев», «Александр Невский», «Первопечатник Иван Федоров», «Григорий Сковорода», «Чайковский», «Композитор Глинка», еще два фильма про Тараса Шевченко, картины про Котовского, адмиралов Ушакова и Нахимова, Софью Перовскую и Надежду Крупскую, и несть им числа.

Никакого художественного интереса большинство этих фильмов не представляли — разве что «Иван Грозный», ну так это детище самого Эйзенштейна. Киностудии брали всех героев общей советской истории по очереди и сочиняли им кинодифирамбы. У национальных студий были разнарядки, спущенные сверху, — им надлежало прославлять собственных героев. Все герои кинобиографий были как один чисты сердцем, отважны духом и честны перед родиной, поэтому жизнь их была озарена подвигами во славу отечества, что и доказывалось в среднем полутора часами экранного времени. Противоречивость натуры и неочевидность исторического вклада были даны лишь Ивану Грозному, но даром Эйзенштейну это не прошло, как мы знаем, — он дорого поплатился за попытку художественного осмысления истории.

В последние годы российское телевидение принялось массированно стрелять в зрителя биографиями, размазывая их в среднем на восемь серий, замахиваясь на «портрет на фоне эпохи». Компания телегероев подобралась пестрая, всплыли имена, еще недавно томившиеся под запретом, — Троцкий, Власик, Галина Брежнева, Махно.

Художественную ценность этих произведений лучше оставить за скобками — не ради искусства снимают такие сериалы.

Любой телепродукт всегда напрямую связан с рекламой и с идеологией, поэтому докапываться до художественных особенностей нет ни малейшего смысла. Поэтому — лишь по верхам, так как никаких глубин там нет.

Кто только из известных артистов не подвергся за последние годы принудительной экранизации — Людмила Гурченко, Валерий Ободзинский, Петр Лещенко, Валентина Серова с Константином Симоновым, Любовь Орлова с Григорием Александровым, Маргарита Назарова, Зоя Федорова, Валентина Толкунова, Анна Герман, Муслим Магомаев, Леонид Утесов, Александр Вертинский… А в последний месяц с нами любезно поделились подробностями жизни Фаины Раневской (режиссер — Дмитрий Петрунь) и Федора Шаляпина (режиссер — Егор Анашкин).