Монах присел да читает, а мы все скитаемся.

Монах присел да читает, а мы все скитаемся.

Будем считать, что это уже традиция. По немногочисленным, однако настойчивым требованиям читателей «Севера» (а также телеграм-канала «Север», на который, разумеется, всем людям доброй воли следует подписаться), мы решили к рассказу об очередном пешем путешествии приложить небольшой фотоотчет. Сам рассказ тоже рекомендуется к прочтению, если вдруг вы его еще не читали, — иначе некоторые отсылки могут оказаться непонятными.

Правда, на этот раз главный редактор «Севера» Громов А.А. не захотел составить компанию своему скромному сотруднику Давыдову И.Ф. (и, кстати, не смог объяснить, почему). Нашелся, впрочем, другой мудрый бородач, может, даже и помудрее Громова А.А., — Русь вообще бородачами богата. Но никто Давыдова И.Ф. молоком не поливал и философскими вопросами не озадачивал. Поэтому, без лишних предисловий, — просто в путь.

Муром

Первая остановка в путешествии. Древний город, о котором можно говорить долго. Редакция «Севера» собирается совершить туда отдельную вылазку, а пока — просто россыпь впечатлений в дополнение к заметкам про Владимира Зворыкина и зайчика.

Вот тот самый дом, в который сбежали из громадного зворыкинского особняка, где идет бесконечный ремонт, местные иконы. В путеводителях это называется «Выставочный зал», Московская улица, дом 13. Смотрите, не перепутайте, — есть еще Художественная галерея (Первомайская, 6, соседний дом со зворыкинским). Хотя если и перепутаете для начала, большой беды не будет: в галерее скромная коллекция работ старых художников, русских и европейских, но посмотреть на нее тоже не вредно.

Один из залов музея с иконами. Здесь — великолепный Никола XIV века, Петр и Феврония, естественно, большие иконы с клеймами (одна выставлялась в Москве у Абрамова, в Музее русской иконы, вторую раньше видеть не доводилось), еще работы муромских и московских мастеров. Коллекция внушительная и к просмотру обязательная.

Почти напротив Выставочного зала — такое вот заведение в подвале. Заглянуть не довелось, хотя красные фонарики с гирлянды подмигивали. Даже и в этом — какая-то своя трогательность. Впрочем, слово «трогательность» в данном контексте звучит, конечно, рискованно.

Церковь Косьмы и Дамиана. Церквями Муром богат почти так же, как Русь бородачами. Но эта — во-первых, XVI века, построена то ли по приказу Ивана Грозного, который стоял с войсками в Муроме по дороге в Казань, то ли все-таки на деньги местных мирян, историки спорят. Она, правда, отреставрирована: шатер обрушился еще в конце позапрошлого столетия, а восстановили его только в 2010-м, и, как утверждают знатоки, получилось не очень похоже. Но тут интересно другое — фото сделано с берега Оки. Сейчас для нас набережная — важнейшее место, но старая церковь, как видите, к набережной спиной, для нее главное — жители, спускавшиеся на службу сверху, с горки.

Благовещенский мужской монастырь с собором XVII века.

Все было уже закрыто, но добрый охранник на минутку нас в собор все-таки пустил. Темно, торжественно и немного страшно было внутри.

А снаружи, рядом, такой вот милый Муром. Древний русский городок, который мог бы быть очень красивым, но пока пребывает в состоянии запущенном. Некогда родине в себя посмотреть, надо мировые проблемы решать. Не до Мурома.