Владимир Путин на пресс-концеренции

Владимир Путин на пресс-концеренции

Фото: kremlin.ru

Republic продолжает подводить политические итоги года вместе с экспертами. Каковы перспективы российско-украинской войны, где взять ресурсы на ее продолжение, как меняется политический ландшафт Европы, в каком состоянии находится сегодня российский политический режим, что ему может противопоставить российская оппозиция и смогут ли диктатуры препятствовать политической глобализации? Об этом в предновогоднем интервью Republic рассуждал историк, политолог, академик Российской академии наук (РАН) Юрий Пивоваров.

«Окончание российско-украинской войны пока не просматривается — уже и 2026 год может быть военным»

Какие события и тенденции мировой политики вы можете отметить как основные в уходящем году?

— С моей точки зрения, основное событие 2023 года — это по-прежнему российско-украинская война. Украине не удалось провести успешное контрнаступление, по крайней мере, пока. Она понесла серьезные потери в живой силе и бронетехнике, в том числе западных образцов. В целом война зашла в тупик. При этом российская армия, во многом оправившаяся от поражений 2022 года, постепенно овладевает стратегической инициативой. Еще не овладела, но пытается. Потенциальная угроза нависла над северной и центральной Украиной, включая Киев.

В этих неблагоприятных условиях Запад — США и Евросоюз — резко сократил помощь Украине. К тому же его внимание было внезапно отвлечено на борьбу Израиля против ХАМАС. Это военное столкновение также является важнейшим событием 2023 года. 7 октября до предела обострилась ситуация на Ближнем Востоке. Сильно подмочена репутация израильских спецслужб и отчасти ЦАХАЛ. Ответные жесткие меры Израиля против ХАМАС подняли волну антисемитизма по всему миру. Этот неожиданный взрыв означает, что антисемитизм существует повсеместно. И всеобщая уверенность в том, что после Холокоста он невозможен, не вполне адекватна.

Очень важной тенденцией 2023 года стало резкое усиление роли искусственного интеллекта в жизнедеятельности современных обществ.

Это означает, что мир переходит к принципиально новым технологическим и социальным основаниям своего функционирования. Очевидно, что человечество вступает в новую историческую эпоху.