В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга британского социолога, профессора Кембриджского университета Джона Б. Томпсона «Торговцы культурой. Книгоиздательский бизнес в XXI веке».

Существующая уже пять столетий индустрия книгоиздания столкнулась в XXI веке с самыми крупными в своей истории экономическими и технологическими вызовами. С наступлением цифрового века ей неизменно пророчат скорую смерть. Однако насколько такие прогнозы справедливы и как сегодня устроен книжный бизнес? Книга рассказывает о том, какие перемены издательское дело пережило за последние 40–50 лет и как переосмысливались в нем роли главных акторов — издателей, агентов и продавцов. Исследуя с позиции антрополога внутреннюю структуру издательского мира, автор пытается понять: почему и как, несмотря на глобальную трансформацию медийного поля, традиционному книгоизданию удается оставаться центральной сферой человеческой культуры?

Экономический спад, вызванный финансовым кризисом 2008 года, сильно ударил по издательскому бизнесу, особенно в США. Начиная с августа 2008 года и потом все быстрее в конце сентября и в октябре большинство издательств массовой литературы в США столкнулись с резким падением продаж. C июля по декабрь 2008 года продажи новых книг в твердом переплете у многих издательств снизились на 15–20%. «Это было хуже, чем 11 сентября», — сказал один издатель-ветеран. Даже бестселлеры самых известных авторов — Гришэма, Паттерсона, Крайтона и т. д. — начали продаваться хуже. Еще более тревожно было то, что продажи книг из бэк-листов падали со скоростью, намного превышающей обычную, поэтому издательства не могли использовать продажи книг из бэк-листов, чтобы смягчить влияние спада в продажах книг из фронт-листов. И, как будто этого было недостаточно, крупные розничные сети начали возвращать больше книг, чем обычно, и закупать новые книги более осторожно, на три-четыре недели, а не на десять-двенадцать, как они делали раньше, отчасти для того, чтобы увеличить денежные резервы и сократить обязательства в случае, если рецессия затянется. В условиях более низких продаж и более высоких возвратов издательства массовой литературы не просто начали зарабатывать меньше; им также пришлось списывать больше денег, потраченных на неокупившиеся авансы, и иметь дело с перспективой еще больших возвратов. И если при этом какие-либо розничные или оптовые продавцы обанкротятся — как произошло, например, с Borders, — издательства столкнутся с необходимостью значительных списаний безнадежных долгов, что может лишить их всей оставшейся прибыли. Аналогичные процессы, хотя в менее радикальной форме, происходили в Великобритании.