Уильям Тёрнер. «Дождь, пар и скорость» (1844): «Поезд мчится по мосту, настигая зайца [обведен красным кружком], который несется по размытой бурой насыпи».

Уильям Тёрнер. «Дождь, пар и скорость» (1844): «Поезд мчится по мосту, настигая зайца [обведен красным кружком], который несется по размытой бурой насыпи».

В 2000 году американский биолог Юджин Стормер и голландский исследователь атмосферы Пауль Крутцен (лауреат Нобелевской премии по химии 1995 г.) предложили назвать текущую геологическую эпоху антропоценом, то есть «эпохой человека».

Антропогенное влияние на литосферу, гидросферу и атмосферу Земли сегодня настолько велико, утверждали ученые, что Homo sapiens становится главным фактором, определяющим состояние нашей планеты на геологическом уровне — и, конечно, ее будущее.

Стормер и Крутцен предлагали в качестве точки отсчета 1784 год, когда Джеймс Уатт запатентовал свой паровой двигатель: ключевое изобретение эпохи промышленной революции, пожиравшее несметные тонны угля, спровоцировало массированные выбросы углекислого газа в атмосферу. Впрочем, некоторые исследователи отодвигают начало «эпохи человека» в гораздо более отдаленное прошлое.

Глава из книги американской исследовательницы Кэролин Мёрчант «Антропоцен и гуманитарные науки. От эпохи изменений климата к новой эре устойчивости» (русский перевод готовится к выходу в издательстве Academic Studies Press / Библиороссика) рассказывает о самом начале промышленной революции и ее отражении в искусстве.

И мы видим, что, вопреки распространенному мнению, серьезные опасения по поводу разрушительного влияния индустриальных технологий на окружающую среду возникли отнюдь не в последние десятилетия, а практически одновременно с появлением этих технологий.

Кэролин Мёрчант (Carolyn Merchant) — профессор Калифорнийского университета в Беркли, специалист по истории экологии.