arthive.ru (Public Domain)
Старинное село Сепыч в Пермском крае было в конце XVII века заселено «раскольниками»-старообрядцами, которые бежали в леса верхней Камы, спасаясь от гонений со стороны государства и «официальной» Церкви. На протяжении бурной истории села, в течение которой жителям Сепыча пришлось побывать и крепостными, и свободными земледельцами, и участниками крупнейшего в Прикамье крестьянского восстания, и колхозниками, они смогли сохранить свою веру: в Сепыче до сих пор сохраняется старообрядческая община
Йельский антрополог-славист Дуглас Роджерс много лет проводил подробные полевые исследования в Сепыче, результаты которых воплотились в книге «Старая вера и русская земля. Исследования истории этики на Урале» (русский перевод выходит в издательстве Academic Studies Press / Библиороссика). Автор (цитируем издательскую аннотацию) «показывает связь между селом и некоторыми из основных трансформаций российской истории, демонстрируя, как сельчане реагировали на длинную череду попыток изменить их самих и их сообщества».
С любезного разрешения издательства публикуем главу «Материальные стимулы : от трудодней к монетизации (1930–1965)». Для удобства журнальной публикации в тексте сделаны незначительные сокращения.