В самом конце 1878 года началось (из Варшавы) одно довольно примечательное путешествие. Человеку, который в это путешествие отправился, предстояло проехать через всю Россию — на поездах, на перекладных, на речных и морских пароходах, чтобы добраться до Камчатки, где он должен был работать врачом. Путешествие заняло более семи месяцев. В Петропавловске наш путешественник оказался в июле 1879-го.

Маршрут такой: Варшава — Санкт-Петербург — Нижний Новгород — Казань — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Томск — Иркутск — Нерчинск, — Сретенск — Благовещенск — Радеевка — Хабаровка — Камень-Рыболов — Владивосток — Петропавловск-Камчатский.

Однако дело в том, что человек этот, проехавший Сибирь насквозь, к тому моменту отлично ее знал и даже успел стать исследователем животного мира озера Байкал с мировым именем. В первый раз он оказался в Сибири как ссыльный, но, получив свободу, лишь год с небольшим прожил в любимой Польше. Очень уж его тянуло продолжить исследования.

Едва ли многие из тех, кому удалось из Сибири вырваться, стремились туда вернуться. А этому еще и хлопотать пришлось, — чтобы получить место, жалование и право приглашать с собой помощников, пришлось приложить усилия, чтобы снова оказаться там, куда его прежде сослали, как государственного преступника.

Путешественника звали Бенедикт Дыбовский.

Бенедикт Дыбовский во время ссылки.

До каторги

Родился 30 апреля 1833 года в польской дворянской семье, в имении Адамарин (сейчас это Беларусь). Сельское детство, затем — годы учебы. Дыбовский рано определился с карьерой, он с юности решил стать ученым-биологом. Соответственно, его ждал медицинский факультет какого-нибудь европейского университета — собственно естественнонаучных факультетов тогда не было. Семья без восторга встретила его выбор — кичливым шляхтичам роль врача особенно достойной не казалась.

Но до университета — Минск, сначала пансион, потом гимназия, полуподпольный кружок филаретов, где молодые люди спорили о политике и мечтали, естественно, освободить отечество от русского гнета. Затем — Дерпт, с учебой все отлично складывается, профессора-немцы отмечают талантливого поляка, его диссертационная работа «О пресноводных рыбах Лифляндии» получает золотую медаль. Но в Дерпте преподают на немецком и традиции хранят тоже немецкие. Всякий уважающий себя студент, рискуя отчислением, должен драться на дуэлях. После одной из таких дуэлей, где Дыбовский был секундантом, его и отчисляют, не посмотрев на заслуги и успехи.

Пришлось переводиться во Вроцлав, оттуда — в Берлин, в Берлине Дыбовский закончил образование и получил ученую степень, затем вернулся в Дерпт и защитил еще одну докторскую диссертацию. В Дерпте училось довольно много поляков, и, разумеется, они тоже объединялись в подпольные кружки. Дыбовский в этих занятиях принимал участие и едва не попал в ссылку, но тогда (это было в 1861-м), среди влиятельных профессоров нашлись люди, сумевшие его защитить.

Его звали работать в Краков (в то время Краков — Австрия), предлагали кафедру в университете, но австрийское правительство не позволило принять на работу поляка с репутацией заговорщика: Вена не собиралась по пустякам ссориться с Петербургом.