Прежде чем фильм Иштвана Сабо «Мнения сторон» вышел в российский прокат, прокатчики изрядно поломали голову над переводом названия. В 1995 году британский драматург Рональд Харвуд написал пьесу «Taking sides», которую тут же поставили в нескольких английских театрах. А в 2001 году Сабо, поняв, какой благодатный материал у него в руках, выпустил фильм с Харви Кейтелем, Стелланом Скарскардом и Морицем Бляйбтроем. Фильм показали на Берлинском кинофестивале, вскоре он вышел в российский прокат, но с названием возникли сложности. «На той или иной стороне», «Принять чью-то сторону» и даже «На чьей вы стороне?» с нелегитимно возникшим вопросительным знаком — чего только не предлагали. В итоге остановились на деликатном «Мнения сторон», что звучит не так коряво, как остальные предлагаемые названия, но, думается, неоправданно мягко. «Мнения», когда речь идет об участии в нацистской деятельности, — термин вызывающе нейтральный, на что тогда же прокатчикам и было указано.
В мировой прокат фильм должен был выйти 11 сентября 2001 года, но по каким-то причинам Сабо попросил перенести премьеру. В результате картина, в которой речь идет об одном из самых страшных катаклизмов в истории человечества, зазвучала по-другому. Глобальное зло, которое в фильме присутствует главным, но невидимым героем, вылезло на первый план со своей зверской рожей. Мнения сторон перестали иметь какое-либо значение — стало ясно, что в борьбе со злом сторон вообще быть не должно.
Один из главных режиссеров мирового кино, шестидесятник, еврей, еще мальчишкой узнавший, что такое притеснение евреев (его семья вынуждена была скрываться во время Второй мировой войны), Иштван Сабо пытается разобраться в ставшей теперь такой популярной теме банальности зла. Да и просто для начала разобраться — всегда ли то, что нам кажется злом, на самом деле таковым является.
Спасибо за рекомендацию. Я когда-то очень давно, подростком в восьмидесятых, кажется, смотрел «Мефисто», и больше ничего Сабо не видел, а вот после «Мнения сторон» так разогнался, что посмотрел также весьма вымученный, на мой взгляд, Sunshine. На меня «Мнения сторон» произвели совсем противоположное впечатление, так как я впервые смотрел его именно в сегодняшнем контексте: в начале фильма я, несомненно, был на стороне майора (кстати, он майор, а не полковник), но к концу пришел к тому же сочувствию, которое вы когда-то испытывали к Фуртвенглеру. Роль Кайтеля сначала показалась мне менее яркой, чем у Тарантино, но она, конечно, где-то даже глубже.
Спасибо, Екатерина, не в первый уже раз пользуюсь вашей рекомендацией
По поводу рукопожатия когда-то давно хорошо сказала Екатерина Шульман. Её позвали на диспут с каким-то путиноидом, и она возразила: "Мне потом этими руками детей учить".
Ну вот как раз кейс Екатерины Шульман интересен: три года назад она ходила на круглые столы в Госдуму к тем, кто (по большей части) продолжает там сейчас заседать и гнать дерьмо тоннами. Теперь она говорит куда более бескомпромиссно. Это не наброс на Шульман, это в дискуссию о том, в какой момент ты говоришь "хватит, это невозможно" и до какого веришь, что еще не окончательно западло.
Для Шульман это объекты изучения. Работа такая. Ручкаться с ними не обязательно.
Я бы название перевёл "Выбор стороны". Или даже просто "Выбор". Но надо учитывать, какие ещё фильмы были с такими названиями.
Не смотрел. Спасибо за наводку.