После смерти социологии люди, вынужденные в силу профессии рассуждать о российской политике и давать прогнозы на будущее, ищут знаки буквально где угодно, превращаясь постепенно из аналитиков в провидцев.
Один, например, уважаемый оппозиционный политолог написал недавно из европейского далека, что «ситуация вокруг ареста генерала Попова может создать серьезные проблемы во взаимоотношениях общества и власти». Он же, кстати, умонастроения россиян пытается постичь, подсчитывая, извините, какашки и прочие неприятные эмодзи, которые (предположительно) россияне оставляют в «Телеграме» под записями в каналах чиновников и пропагандистов.
Оптимист, понятное дело, уверенный, что режим вот-вот рухнет — эмодзи-какашки обманывать не могут!
Еще одна дама политолог, пессимист, наоборот, из американского своего далека глядя на Россию, уже и до комментариев не снисходит — просто публикует фотографию из некоего книжного магазина, где на отдельной полке — сочинения Дарьи Дугиной.
Да и действительно, к чему слова? Достаточно одного взгляда на фото, чтобы все понять, махнуть рукой и навсегда забыть о страшной России настоящего.
Увы, я тоже не владею инсайдами, не наделен тайным знанием и давно не держал в руках «настоящих социологических отчетов», которые, говорят, делают по заказу администрации президента и прочих важных ведомств. Честно говоря, я даже не уверен, что подобные исследования до сих пор проводятся.
Но у включенного наблюдателя, у человека, который смотрит на Россию изнутри, есть все-таки кое-какие преимущества. Во всяком случае, наблюдениями поделиться рискну.
Осуществляет ли государство экспансию в сферу культуры (раз уж вспомнился книжный магазин), стремится ли перестраивать ее под пропагандистские нужды? Да, несомненно. Глупо отрицать очевидное. Причем вторгается оно во все новые и новые сферы, туда, где, как недавно еще казалось, можно отсидеться и переждать. Взялись за неправильные книги. Похоже, наконец-то всерьез. Подтягивают музеи. Прямо сейчас, например, в Москве идут сразу две выставки, связанные с СВО — масштабный проект Исторического музея «За лентой», к запуску которого руку приложил лично Владимир Соловьев, и «Военкоры» в Зарядье. Там работа нынешних ТВ-корреспондентов показана как продолжение дела журналистов времен Великой Отечественной, — в полном соответствии с базовыми пропагандистскими нарративами. Региональные музеи тоже не отстают от столичных.