Reporters/ZUMAPRESS.com/ Global Look Press
На этой неделе российского журналиста Андрея Мальгина не пустили в Польшу, несмотря на его постоянный вид на жительство в Италии. Мальгин рассказал в фейсбуке, что находился с семьей в круизе, который включал в себя экскурсию в Гданьске. Однако сойти на берег не удалось — сотрудники пограничной службы попросили их заполнить несколько анкет, а затем выдали отказ во въезде. В комментариях к посту глава «Руси Сидящей» Ольга Романова поделилась, как столкнулась с таким же отказом при въезде из Украины в Польшу.
Подобные случаи регулярно происходят с россиянами в разных странах с начала полномасштабного вторжения России в Украину. Главная проблема регуляций со стороны государств и частных компаний, появившихся за последние два с половиной года — их хаотичное применение.
Ты не можешь быть уверен, что попадешь на рейс, даже если все необходимые документы есть. Ты не можешь быть уверен, что въедешь в страну, куда бежал от преследования российскими силовиками последние два года, а не получишь бумагу с формулировкой «вам отказано во въезде по иным причинам». Ты не знаешь, будет работать твоя банковская карта завтра.
Миграционные потоки через два с половиной года после начала полномасштабной войны до сих пор не устоялись. Мало кто может сказать, что страна, где он находится, будет домом на следующие годы. При этом внезапные ограничения не всегда связаны с действиями государств, часто решения принимают частные компании: авиакомпании, банки, IT-сервисы. Поэтому даже люди, внимательно следящие за меняющимися официальными регуляциями, могут попасть в непредвиденную ситуацию.
«Такого пассажира у нас не было»
После 24 февраля 2022 года безвизовые для России страны стали первым пристанищем антивоенных эмигрантов. Многие уезжали дальше, и не всегда выбирали долгий путь легализации в безопасных странах — например, сразу после начала войны программ гуманитарных виз практически не было, кроме Литвы, которая ранее системно принимала диссидентов (их лоббирование заняло какое-то время). Шенгенские визы большинства россиян были с истекшим сроком действия: войне предшествовали два года пандемии. Некоторые выбирали путь запроса убежища в европейских странах или в США через мексиканскую границу.
Авиакомпании получают штрафы за каждого пассажира, который вышел и запросил убежище в транзитном пункте, или за пассажира, у которого не оказалось действующего документа для приезда в пункт назначения. Штрафы стартуют с 1000 долларов, в отдельных странах могут доходить до 10 000. Также на авиакомпанию могут возложить сопутствующие расходы на пассажира.
Каждый пассажир стал предметом пристальной проверки: если закрадывалось подозрение, что человек планирует запрашивать убежище, авиакомпании отказывали в посадке на рейс. С такими отказами сталкивались пассажиры Turkish Airlines, LOT и других авиакомпаний, даже следующие формальным правилам и имеющим необходимые документы. Оспорить такой отказ можно, но нести расходы на расходы юристов в другой стране, превышающие стоимость билета, готов не каждый. Авиакомпания LOT оформляла таких пассажиров как не явившихся на рейс, не выдавая никаких документов. Оспорить такую формулировку и доказать обратное практически невозможно.
Бороться с этой практикой сложно: государственные структуры стран регистрации авиакомпаний разводят руками: «Компании частные, обращайтесь в суды».
«Вы — угроза национальной безопасности»
Те, кто остается в безвизовых странах, кроме риска экстрадиционных запросов со стороны России имеет и другой риск — однажды не въехать в страну с туманной формулировкой отказа. В Сербии явно прослеживается тренд на «нежелательность» публичных антивоенных россиян, которые слишком активно проявляют себя в стране. Так, за два года в страну не смогли попасть как минимум семь человек. Все они получили формулировку «представляет угрозу национальной безопасности».
Среди них — отказ во въезде учредителю Российского демократического общества, второй — отказ в рабочем ВНЖ российскому независимому муниципальному депутату, живущему в Белграде. Кроме того, уже выданный ВНЖ аннулировали организатору концертов оппозиционных российских музыкантов и общественных деятелей Евгению Иржанскому. Им всем запретили въезд в Сербию на год.
Давление на активистов началось сразу после внесения главы агентства информационной безопасности Сербии Александара Вулина в санкционный список США. Вулин организовывал прослушку семинара российских мундепов в Белграде в 2021 году, а также, по утверждениям сербских СМИ, передал данные прослушки Патрушеву во время визита в Москву.
Летом 2023 года в Сербию не пустили экс-журналистку издания DOXA, подвергавшуюся преследованиям в России Наташу Тышкевич. Она пыталась въехать по «серому паспорту», выданному Германией (российский паспорт ранее у нее изъяли силовики). По словам активистки, она находилась в камере для подлежащих депортации в белградском аэропорту около 40 часов. МВД Сербии не ответило журналистам на запрос о том, почему Тышкевич отказали во въезде в страну. Однако официальные правила просты — проездной документ для беженцев позволяет по умолчанию въезжать в страны Шенгенского соглашения, для других стран нужно запрашивать разрешение заранее. А пограничники обязаны в таком случае посадить пассажира на рейс в ту страну, из которой он прилетел — даже если следующий нескоро.
Еще хуже обстоит ситуация с пересечением грузинской границы. По словам директора фонда Free Russia на Южном Кавказе Егора Куроптева, уже в 2022 году при попытке въехать в Грузию погранслужба «разворачивала» десятки россиян каждый день, независимо от их документов и профессии. Журналисты «Вот Так» подсчитали, что к апрелю 2024 года стало известно как минимум о 36 отказах во въезде в Грузию российским активистам, политикам и сотрудникам медиа.
Вопреки расхожему мнению, «баны» действительно настигают не только независимых журналистов, антивоенных активистов и правозащитников. В юридический бот «Ковчега» часто приходят сообщения от обычных людей, которые не выражали публичную позицию, которым, как и российским оппозиционерам, Грузия выдает бумагу с отказом «иные причины». Отдельные споры в судах не заканчивались успехом: рассекретить причины отказа во въезде не могут из соображений той же «национальной безопасности».
Где следить за формальными критериями въезда перед поездкой?
Лучше вообще избегать пересадок в Евросоюзе и других визовых странах, если у вас нет шенгенской визы. Злоупотребления авиакомпаний, даже если вы учли все нюансы, все же происходят. Также вы можете оформить транзитную визу, но это займет время и повлияет на стоимость.
Если других вариантов, кроме как лететь через страны Европы, нет, соблюдайте базовые правила:
- Билет должен быть одним бронированием (единый номер — PNR, чаще всего одной авиакомпанией). При этом, если вы берете билет через агрегатор, а не напрямую у авиакомпании, система может отображать два раздельных билета как одно бронирование, но на деле это самостоятельная стыковка. Это не подходит под условия безвизового транзита.
- В аэропорту, где у вас планируется пересадка, должна быть транзитная зона. Она есть не во всех аэропортах Евросоюза. В некоторых транзитная зона закрывается на ночь, и если ваша пересадка выпадает на это время, на рейс вас не пустят.
- Прилет и вылет должны быть в одном терминале аэропорта транзита. Часто между терминалами есть пограничный контроль, поэтому без визы пересесть бывает невозможно.
Ориентируйтесь на информацию с сайтов государственных органов, не доверяйте агрегаторам и другой неофициальной информации. Правила могут меняться, а авторы тематических статей — не учитывать отдельные нюансы.
Например, официальная информация от МИД Германии говорит нам, что транзитные зоны есть в аэропортах Франкфурта, Мюнхена, Берлина, в Гамбурге зона закрыта на ночь — с 23:30 до 04:30, в Дюссельдорфе — закрыта с 21:00 до 06:00.
Лететь через аэропорты Франции с транзитной зоной без визы не могут россияне, которые вылетают из Армении, Азербайджана, Грузии, Украины, Беларуси, Молдовы, Турции или Египта.
Если у вас больше одной пересадки в Шенгенской зоне, либо пересадка дольше 24 часов, потребуется виза в любом случае.
Почему еще могут не пустить на рейс
Это может произойти в следующих случаях:
- У вас нет документа, который разрешает въезжать в конечную страну назначения (визы, если она требуется, либо если срок действия вашего загранпаспорта не подходит под требования безвизовой страны).
- Авиакомпания подозревает, что вы не намерены лететь в конечный пункт, и хотите выйти в стране транзита и запросить убежище. Особые подозрения вызовет то, что у вас нелогичный маршрут: например, вы летите из одной безвизовой страны в другую через визовую. При таких подозрениях могут спросить обратный билет, брони в стране прибытия, но их наличие тоже не гарантия.
- Ряд стран ввели ограничение на въезд для владельцев краткосрочных (туристических) виз после начала вторжения или после начала мобилизации. Сейчас это все страны, граничащие с Россией и Беларусью, а также Чехия. Вас не посадят на рейс, летящий через эти страны, даже если страна назначения в Шенгенской зоне позволяет въезжать россиянам с таким типом виз.
Наиболее «проблемной» страной стала Польша — там зафиксированы десятки случаев, когда людям с видом на жительство или долгосрочной визой другой страны отказывали в посадке на рейс. Мы знаем случаи, когда отдельные люди доходили до решения судов в их пользу, и это позитивно сказывается на последующей практике, например, в случае LOT. Однако не всегда это гарантия того, что сотрудник на стойке регистрации однажды не примет иное решение.