Соцсети
«Что имеем, не храним; потерявши, плачем», — эта горькая народная мудрость кратко, но емко описывает отношение к Павлу Кушниру, о котором подавляющее число говорящих и пишущих сейчас о нем людей узнало только после его ужасной смерти в СИЗО Биробиджана. Сначала появилась новость о том, что политзаключенный Кушнир умер там от сухой голодовки. И только потом, спустя несколько дней после этой трагической новости, личность Павла Кушнира — талантливого, неординарного музыканта, литератора, просветителя, мыслителя — стала проявляться перед ошарашенными россиянами. Из рассказов его друзей, сокурсников, педагогов, из видеороликов с его выступлениями и интервью, из написанных им и опубликованных(!) текстов перед изумленными нами встал, наконец, во весь рост наш выдающийся современник, которого мы при жизни просто не заметили.
Это далеко не первый случай, когда признание к творцу приходит после смерти, в истории есть масса подобных примеров, но все они из прошлых эпох. Феномен Павла Кушнира в том, что он много выступал с концертами, вел просветительские передачи о музыке, писал романы, и все это было выложено на всеобщее обозрение в интернете. Но широкая известность к нему пришла только после того, как он умер в заключении, и эта новость попалась на глаза «лидерам общественного мнения». Если бы не это обстоятельство, скорее всего, мир так бы и не узнал о том, что в России жил, творил и трагически погиб большой талант.
Увы, в огромной России по-настоящему известны лишь те, кто живет и работает в двух ее столицах — Москве и Санкт-Петербурге, и лишь тогда, когда о них начинают писать и говорить признанные ЛОМы. Сам по себе талантливый человек, если он живет в провинции, а не в столице, и если о нем не сообщают ЛОМы, не может пробиться и выйти за пределы небольшого круга своих знакомых и почитателей.