пресс-служба РАМТ
Борис Константинович Зайцев — писатель уникальный. Среди знатоков он считается последним представителем Серебряного века, а его произведения — образцом той прозы, что нежно касается тебя невидимыми пальчиками, создавая мир романтический, лирический и безмерно грустный. Не зря Зайцева часто называют «поэтом прозы». Как писал Георгий Адамович, «в искусстве создавать то, что прежде было принято называть "настроением", у Зайцева едва ли найдутся соперники. Он обладает какой-то гипнотической силой внушения, и как бы порой ни хотелось сопротивляться этому чуть-чуть прохладному благодушию, этой нежности и печали, в конце концов, закрывая книгу, чувствуешь, что зайцевская тончайшая паутинка тебя опутала. Зайцев на все глядит по-своему, обо всем по-своему рассказывает, и хотим мы того или не хотим, этим "своим" он наделяет и читателя».
Проводником в мир литературы для юного Бориса стал Леонид Андреев, которого Зайцев потом всю жизнь считал своим крестным отцом в профессии. Андреев первым опубликовал рассказ начинающего писателя в журнале «Курьер», где руководил профильным отделом, а позже ввел его в кружок «Среда», куда входили Бунин, Вересаев, Белый, Телешов, Новиков, иногда наезжали Чехов и Горький.
В 1906 году, когда Зайцеву было 25, вышла его первая книга — сборник рассказов. Маститые литераторы — Короленко, Блок, Гиппиус — отзывались о нем с симпатией и сулили молодому дарованию большое будущее. В 1913 году вышел в свет роман «Дальний край», через пять лет — повесть «Голубая звезда». Эту повесть сам автор любил больше всего из написанного до революции, называл ее самой выразительной и полной среди всех остальных. Кроме того, этой повести была уготована и символическая роль — она стала прощальным произведением Зайцева, после которой началась совсем другая жизнь.