Дербент — один из древнейших городов мира и самый южный город Дагестана. В нём живут люди самых разных национальностей и вероисповеданий. Почти 30 процентов из них — азербайджанцы. Предками современных азербайджанцев, проживающих в Дербенте, были тюрки-огузы, которые попали туда еще в VII-IX веках нашей эры, во времена Арабского халифата. Сейчас большинство дербентских азербайджанцев живёт в исторической части города, в «магалах» (так на арабском называется «квартал»).

Азербайджанцы Дербента — шииты, в отличие от большинства мусульман Дагестана, исповедующих ислам суннитского направления. До вхождения в состав России в начале XIX века Дербент был частью Персидской империи. К моменту русского завоевания Дербент представлял собой город, где в основном жили персияне — так российские дипломаты называли тюрков-шиитов, говоривших на огузском языке, предков нынешних азербайджанцев. В конце 1930-х годов XX века власть решила объединить тюркоязычное население Дербента, назвав их «дагестанскими азербайджанцами». Советская власть укрепила границы, а из Дербента стали выселять иностранцев, в том числе иранцев, приезжавших на заработки. Те, кто успел получить российское гражданство и завести семьи, остались в Дербенте. Однако связь с Ираном не прерывалась; люди добирались на паломничество и к родственникам нелегальным путем через туркменскую границу.

Религия всегда была важна для азербайджано-шиитской общины Дербента. Кроме общепринятых обрядов (намаз, пост, хадж) у шиитов есть свои праздники, церемонии и обряды. Во времена СССР, когда религия была под запретом, обряды в Дербенте соблюдались подпольно.

Дербент всегда казался мне загадочным и далеким городом. Не менее загадочными были и его коренные жители, азербайджанцы — со своими религиозными обрядами, праздниками и бытом. С каждым приездом в город мне хотелось лучше узнать, чем же они отличаются от других народностей Дагестана. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я отправилась в гости к жителям магалов, которые рассказали мне о своей жизни, религии и традициях.