Фото: Wikipedia / USMC Archives
«Это бойцы 2-й дивизии морской пехоты. После многих месяцев напряжённой подготовки они готовятся принять участие в грандиозной десантной операции… Капеллан проводит службу в последний вечер перед днем D. Многие из тех, кто его сейчас слушает, следующим утром будут убиты», — с таких слова начинается американский документальный фильм «С морпехами на Тараве» (With the Marines at Tarawa). Кадры сделаны в ноябре 1943 года — во время битвы за крохотный атолл в центре Тихого океана, про который раньше в США едва ли кто-то слышал.
Однако сразу после сражения и появления фильма слово «Тарава» на какое-то время стало для американцев синонимом бессмысленной бойни. Схватка за атолл не только положила начало цепочке наиболее кровавых сражений в истории американской морской пехоты: за Пелелиу, Сайпан, Иводзиму и Окинаву. Народу США впервые наглядно продемонстрировали, какую цену солдатам под звёздно-полосатым флагом приходится платить за победу в войне.
«Там ничего не должно было выжить»
В 3:40 утра 20 ноября 1943 года американские морпехи готовились к высадке на микронезийском островке Бетио в составе атолла Тарава. Десантники рассматривали предстоящий бой как важную, но вполне локальную операцию, совсем не чреватую упорным сопротивлением засевших на суше японцев.
На борту одного из десантных кораблей находился штаб-сержант 2-й дивизии КМП Норман Хатч, 22-летний уроженец Глостера, штат Массачусетс. Несмотря на юный возраст, он был ветераном морской пехоты, куда вступил ещё в 1939 году. Ещё до службы Хатч увлёкся фотографией, когда ездил в Бостон снимать на сцене актеров театра Howard Athenaeum.
https://www.youtube.com/watch?v=JolhiCbU_u8&rco=1&ab_channel=USNationalArchives
Попав в Корпус, Хатч оказался в отделе по связям с общественностью. Позже он закончил курсы кинооператоров, а при распределении во 2-ю дивизию морпехов ему удалось растрясти ответственных командиров на серьёзную покупку. Для съёмки будущих подвигов подразделения офицеры приобрели несколько камер, включая 35-миллиметровую Eyemo, и цветную кинопленку. В помощь Хатчу был выделен рядовой Билл «Келли» Келлехер.
Десантируясь на Тараве, напарники, помимо оружия, несли на себе почти 70 килограммов кинооборудования.
Десантная операция сразу столкнулась с накладками. Когда транспорты с пехотой встали на якорь и часть десантников уже начала спускаться с них в амфибии LVT и десантные катера LCM, выяснилось, что грузовые суда загораживают сектор обстрела кораблям поддержки. Командование распорядилось перевести транспорты на новое место. В результате боевые порядки десанта были нарушены, а штурмовые группы разминулись с приписанными к ним плавсредствами.
Фото: Wikipedia / Frank Filan
Пока американцы маневрировали, японские батареи открыли огонь. Им ответил главный калибр линкоров, после чего в дело вступила и авиация, действовавшая несколькими волнами. На пару-тройку часов Бетио погрузился в огненный ад: на него обрушились тысячи снарядов и бомб. Казалось, на острове не должно остаться ничего живого.
Находившийся при десанте военный корреспондент Time Роберт Шеррод писал позже в своей книге «Tarawa: The Story of a Battle»: «Ни один смертный не смог бы выжить после таких чудовищных разрушений… все японцы на острове должны были быть мертвы». Хатч придерживался того же мнения: «Мы просто не понимали, что нам теперь остается делать, кроме того, чтобы высадиться на острове и похоронить трупы его защитников. Это ничем не напоминало настоящий бой».
По некоторым данным, от обстрела и бомбардировок перед десантированием, погибло до половины личного состава гарнизона Таравы. Как только огонь поддержки стих и самолеты вернулись на свои авианосцы, началась непосредственно высадка десанта. Однако лёгкой прогулки для американцев не вышло.