Freepik.com

Шизофрения

«Наши знания о шизофрении стремятся к нулю», — говорит Стефан Рипке, исследователь из берлинской клиники Charitie.

Он почти не преувеличивает: если в диагностике (хотя порой и запоздалой) и лечении (если говорить о купировании наиболее тяжелых симптомов) психиатрия существенно продвинулась с того времени, когда в клиниках широко практиковались лоботомия и электро-судорожная терапия, то причины шизофрении до сих пор остаются неясными.

Принято считать, что впервые расстройство, напоминающее шизофрению, описал Авиценна, который назвал его «джунун муфрит» («тяжелое безумие»). Диагнозом «шизофрения» предложил заменить понятие dementia praecox (преждевременное слабоумие) в 1908 году выдающийся швейцарский психиатр Эйген Блейлер.

В соответствии с МКБ-11, чтобы психиатр мог поставить такой неутешительный диагноз, необходимо наличие у больного как минимум двух из следующих симптомов:

  • Стойкие бредовые идеи (например, бред величия, при котором пациент переоценивает собственную значимость, личностные качества и способности или бред преследования);
  • Галлюцинации (чаще всего слуховые — «голоса» в голове);
  • Дезорганизация мышления, которая внешне может проявляться в использовании неологизмов, значение которых понятно только говорящему; наблюдается так называемый шперрунг — обрыв мысли, ощущение отсутствия мыслей в голове. В тяжелых случаях речь может быть настолько бессвязной, что ее невозможно понять («словесный салат»).
  • Ощущение влияния или контроля извне (чувства, действия или мысли возникают не сами по себе, считает больной, а «помещаются в сознание» или «изымаются из него» другими);
  • Негативные аффективные симптомы — эмоциональная тупость и ангедония (неспособность испытывать удовольствие вплоть до полной утраты интереса к тому, что обычно его приносит);
  • Грубая дезорганизация поведения, препятствующее целенаправленной деятельности;
  • Психомоторные нарушения — беспокойство и возбуждение, мутизм (полное отсутствие речевой активности), ступор — восковая гибкость (длительное сохранении больным приданной ему позы, даже очень неудобной, или полное обездвиживание.

Диагностика шизофрении может быть непростой задачей; в первую очередь это связано с тем, что она далеко не всегда начинается ярко — с бреда или галлюцинаций, а характерные для нее нарушения мышления проявляются не сразу.