Владимир Путин во время новогоднего обращения к гражданам России, 31 декабря 2024 года

Владимир Путин во время новогоднего обращения к гражданам России, 31 декабря 2024 года

kremlin.ru

Похоже, лоббисты крупного бизнеса смогли объяснить Путину, что корову лучше доить, чем резать. Но доить теперь будут интенсивнее.

Безумно интересно наблюдать за шевелением ковра, под которым протекает российская политическая жизнь.

Вот крупный бизнес, обеспокоенный происходящим (а еще больше — все более прозрачными намеками на пересмотр итогов приватизации вообще) пытается в апреле 2024-го заполучить на съезд своего объединения, РСПП, Владимира Путина, чтобы он объяснил, что все это значит, и ради этого съезд даже переносится. Барин, понимаете ли, должен приехать и рассудить, а вовсе не какой-то там Высший арбитражный, Верховный или Конституционный суд. А вот Путин таки приезжает — и ничего хорошего из его речи бизнес не слышит: разве что намек на пощаду тем, кто поддержит «СВО».

Вот Генпрокуратура в октябре 2024 года объявляет неправильной приватизацию около 20 крупных предприятий, от Челябинского электромеханического завода до макаронных фабрик компании «Макфа». Ничего, что приватизация произошла в 90-х: выясняется, что сроки давности отсчитываются не от момента совершения действия, а от момента, когда прокурор начинает дела — то есть, сроки практически бесконечны.

Еще прошлой весной ассоциированный исследователь Центра Дэвиса Гарвардского университета экономист Андрей Яковлев приходит к выводу: до пересмотра итогов приватизации осталось не более года.

Примерно к такому же выводу, похоже, сейчас приходят и прокуроры, и вообще «силовики», к которым теперь, увы, относятся и судьи. Во всяком случае, национализация не только продолжается бодрыми темпами (причем отнимают не только приватизированные предприятия), но и, если так можно сказать, ширится.

Например, выясняется, что владельцы акций Соликамского магниевого завода тоже лишаются своих акций без всякой компенсации. И нет, это не те акционеры, которым принадлежит завод — это обычные люди, имевшие несчастье купить акции на фондовой бирже, где они свободно торговались. Потому что они, представьте себе, не добросовестные покупатели, а каким-то таинственным образом должны были узнать о том, что предприятие приватизировали как-то не так — ну, во всяком случае, по версии прокуратуры.

Становится понятно, что лишиться своего имущества могут не только «поураганившие» в 90-х олигархи, но и, в общем-то любой бизнесмен или даже рядовой труженик, имевший несчастье купить ценные бумаги российского происхождения. И не только: отнять могут и недвижимость, и основание могут придумать на ходу. В общем, не имей сто рублей, а имей сто друзей-прокуроров — богаче будешь.

Что, однако, хорошо в отечественной подковерной политике, так это святость принципа равенства. Нет, не того, о котором говорится в Конституции или, Боже упаси, в заповедях Его — скорее, принцип равного неусиления волков и овец. Эдакое экологическое равновесие по законам джунглей. Чтоб, значит, волки были сыты — но не настолько, чтобы перестали охотиться. А овцы целы — ровно настолько, чтобы волки с голодухи не покусились на святое. Потому что все тут равны — перед теми, кто всех равнее.

Уж не знаю, кто и в каких терминах донес до Владимира Путина мысль о том, что сложившаяся ситуация ведет к полному вырезанию поголовья и ускоренному побегу некоторых самых шустрых. По слухам, до Путина дошел сам премьер-министр Михаил Мишустин. Скорее всего, конечно, говорилось о том, что в нынешнее непростое время и сложностях с наполнением бюджете не стоит лишать бизнес стимула продолжать работу и платить налоги, а граждан — стимула покупать акции, повышая капитализацию компаний. Но основная мысль, думается была примерно такой: не надо вырезать всех овец, не стоит резать курицу, несущую золотые яйца, корову лучше доить, чем пустить на мясо.

Участники пленарного заседания съезда РСПП, 16 марта 2023 года

kremlin.ru

И таки подействовало! Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос об исчислении сроков давности по делам о деприватизации. Условием защиты активов будет добросовестность приобретателя.

Глава РСПП Александр Шохин тут же радостно заявил, что требуется «буквально техническая поправка» в существующее законодательство. Более того — Шохин предложил, чтобы бывшие собственники национализированных предприятий должны получить «право первой ночи» при их повторном выставлении на приватизацию. Если это предложение примут, то олигархи из 90-х фактически заплатят тот самый «налог за приватизацию», о котором так давно твердили сами.

Хорошие новости на этом не закончились: стало известно, что «Росатом», получивший в свое владение Соликамский магниевый завод, готов выплатить 405 млн руб. добросовестным миноритариям — по 9600 рублей за акцию. Учитывая, что в ноябре, перед снятием с торгов, бумаги торговались по 7440 рублей, неплохое предложение.

Нет, «волки» голодными не останутся. Во-первых, как уже сказано, отнять бизнес и вообще все имущество сегодня могут не только по причине нарушений при приватизации — достаточно просто не нравиться власти. Или конкурентам, которые имеют в ней покровителей. Во-вторых, решение-то близкое к гениальному: вначале прокуроры отнимают бизнес, затем на этом бизнесе какое-то время наживаются те, кому его передают «на передержку», а затем прежние собственники его выкупают обратно по вашей цене. Это почти как устроен нынешний бизнес эвакуации машин, только лучше — даже нарушений можно не искать, а просто объявить человека экстремистом. Не нравится, короче, нам ваш иноагентстко-вражеский смех.

И все же, стыдно признаться, но я рада. Конечно, это радость наподобие той, что появилась после того, как продан ранее приведенный в дом козел, а тут еще и платить за эту продажу придется, и не раз. Но какие времена — такая и радость. Как говаривал бессмертный наше все Салтыков-Щедрин, «применительно к подлости».