Я начал заниматься ресторанным бизнесом неожиданно для себя. Идея создания ресторана возникла совершенно случайно. Чтобы было понятно, как все это произошло, мне необходимо сделать небольшой экскурс в историю. Жизнь развивалась таким образом, что в 1998 году я отошел от управления компанией ABBYY в связи с тем, что мы в США начинали проект Cybiko. Это очень веселая идея. Cybiko – это карманный компьютер с радио-антенной, ты вводишь данные о себе, о девушке своей мечты и компьютер начинает вибрировать, если находит подходящую девушку на расстоянии 150 метров (конечно, при условии, что у этой девушки тоже есть компьютер Cybiko). Этот «прибор» предвосхитил появление Bluetooth и SMS и был очень популярен в США среди школьников. За первые 4 месяца после его выпуска мы продали 250 000 компьютеров Cybiko на сумму $20 млн. Правда, позже в США наступила рецессия в связи с обвалом «доткомов», а еще через год 11 сентября случился известный теракт. Экономическая обстановка сильно изменилась, и мы – также, как и многие другие молодые компании – вынуждены были пересмотреть свои планы. Вернувшись из Америки в начале 2000-х годов, я решил немного отдохнуть от бизнеса и оказался причастен к ряду околохудожественных проектов. Мы проводили перфомансы, хепенинги, а также достаточно сильно увлеклись флешмобами, за 2 года провели около 50 акций, об этом писали газеты и т.д. Один из наших перфомансов тех лет назывался «Коммуникативный проект 6 чувств», по нему нами был снят 20-минутный фильм. В принципе, в качестве хобби я еще со студенческих времен занимался перфомансами, но только в начале 2000-х у меня появилось долгожданное свободное время и я окунулся в эту область поглубже. Бурная жизнь тех лет проходила на фоне регулярных вечеринок на 50 – 70 человек у нас дома с джазовыми и блюз концертами-«квартирниками», где выступали мои друзья, прекрасные музыканты Лев Кушнир, Аня Бутурлина, Карина Кожевникова, Ирина Светлова, Игорь Кондур, Борис Булкин и другие. Это было незабываемо! И, несмотря на то, что все происходило без больших разрушений, это не могло продолжаться вечно. Возникла идея вынести эти вечеринки на какую-нибудь нейтральную территорию, открыть клуб, кафе, где можно было бы собираться и заниматься творческими проектами. И вот, с одной стороны, желание встречи с друзьями, с другой стороны, создание площадки для репетиций, для проведения этих перфомансов направило нас на мысль о том, чтобы открыть собственную площадку, где можно было заниматься тем, чем хочется. Такая история предшествовала появлению наших клубно-ресторанных проектов. В 2003 году я опубликовал на одном из сайтов информацию о том, что ищу помещение под клуб. Через год мне звонит человек, говорит: есть помещение, не хотите ли посмотреть? Я посмотрел – это был подвальчик в Газетном переулке, в котором располагался разорившийся итальянский ресторан. Надо сказать, место это было какое-то неудачное, по крайней мере, нам так все говорили. Оказывается, в этом помещении рестораны закрывались уже не в первый раз. Но нам было море по колено, и, в общем-то, мы не собрались заниматься этим в качестве бизнеса, это было близко от центра и немножко не на виду. Нам как раз нравилось, что это не на виду, вход откуда-то с задворков. И я позвал своих друзей – Тату, Воху и Макса. И предложил им вместе, вчетвером, стартовать собственный клуб. Забегая вперед, скажу, что позже к нам присоединилась Оля Горенкова, которая возглавила бизнес и благодаря которой наш первый клуб успешно функционирует уже 6-й год и продолжает оставаться популярным. Как появилось название клуба, честно говоря, до конца не помню. Я помню, что мы обсуждали названия с моей супругой Аленой, и я не исключаю, что название «FAQ-café» было придумано Аленой или с ее участием. Название, без сомнения, очень провокативное. У нас были еще альтернативы. Мы исследовали 4 разных названия. Нельзя сказать, что по опросам название «Эф-Эй-Кью-кафе» лидировало. Нас многие отговаривали, говорили, что народ будет звать «ФАК-кафе», это создаст негативный имидж. Тем не менее, мы решили рискнуть, и думаю, теперь уже было бы трудно представить, что этот клуб назывался бы как-то иначе. Была выбрана концепция творческой мастерской, то есть мы хотели создать атмосферу живой мастерской какого-то вымышленного художника, в которой он работает, встречается с друзьями, проводит время. В связи с этим там были кисти, фотоаппараты, какие-то эскизы на стенах. Все это было сделано нарочито неряшливо, но с элементами изыска. Было предусмотрено место для домашних тапочек, которые наши постоянные гости могли приносить и хранить. Площадь клуба в первый год была феноменально маленькая, зал располагался на 30 квадратных метрах (общая площадь – 80 кв. м), на которой нам удалось разместить 40 посадочных мест. Благодаря тому, что столики были очень маленькие – мы заняли балкончики и сделали бар. В барную стойку мы замуровали 4 предмета, которые символизировали сплав развлечения, науки и творчества. Первым культовым предметом, символом творчества, был зеркальный фотоаппарат «Зенит», реально действующий, причем там была черно-белая пленка, которая была отснята в процессе ремонта. И замурована с отснятой непроявленной пленкой. Когда мы будем там все менять, можно будет достать и эту пленку проявить. Символом развлечения была замурована бутылка Шато Марго 1995 года. Сейчас она будет стоит тысяч десять долларов, не меньше. В то время она стоила тоже очень значительные деньги. Символ науки – третий том квантовой механики Ландау-Лившица, по которому я учился на физтехе. И четвертый культовый предмет – майкрософтовская мышка. Мы разрешали нашим гостям рисовать на стенах, точнее, рисовать на бумажках и приклеивать на стены. Мы вовлекали людей в процесс. Все четверо из нас не умели и никогда не занимались ресторанным делом. И какие-то вещи мы делали, наверное, неправильно, что-то мы делали принципиально не так как, как это было принято в ресторанах. Но, может быть, то, что мы делали некоторые вещи по наитию, это внесло определенную новую волну. И нашим гостям это понравилось. Нашим официанткам разрешалось танцевать с гостями, танцевать на стойке бара, все официанты знали гостей по именам и наоборот. У нас есть постоянный гость, ставший неотъемлемым символом клуба, фигурирующий на форумах и фотогалереях под кодовым именем «Леха», Это очень хороший молодой человек, который к настоящему моменту существования «FAQ-кафе» приходил в кафе каждый божий день. За исключением нескольких дней, когда он болел (как выяснилось за эти 5 лет, болеет он очень редко), он приходил в кафе КАЖДЫЙ ДЕНЬ. На день рождения клуб ему подарил именной стул, с надписью «Леха». Когда он входит в заведение, на стойке бара его уже ждет его пиво, как он любит. Фактически мы привнесли из интернета то, что называется community. В основном сообщество посетителей «ФАК-кафе» – это пишущая среда, люди из Livejournal, например. Мы дали людям возможность встречаться, общаться, знакомиться и обмениваться творческими идеями. Театральные студенты репетировали у нас свои миниатюры, кто-то декламировал стихи. Такое варево, котел творческих идей. Какие-то литературные вечера, какие-то джампейнтинги (jam painting), когда художник рисовал перед аудиторией в сопровождении музыки. Так как у нас изначально не было цели зарабатывать на этом деньги, мы могли себе позволить то, что не позволяли себе классические рестораторы. И, собственно говоря, это и выстрелило. У нас не было никогда цели на этом зарабатывать. Нам важно было, чтобы денег, которые зарабатывает этот клуб, хватало бы на аренду, на свет, на мероприятия и т.д., чтобы это было самоокупаемым местом. У нас была задача, чтобы место начало жить своей жизнью и не требовало дополнительных затрат. Но жизнь через какое-то время повернулась совершенно по-другому. «ФАК-кафе» оказался успешным проектом и с коммерческой точки зрения. Уже на второй год существования там было трудно вечером найти свободный столик. Там было принято подсаживаться друг к другу. Незнакомые люди могли сесть за один столик. И сама атмосфера была устроена так, что это были так или иначе знакомые друг с другом люди, хотя бы через одного человека. Мы поддерживали эту клубность, в частности тем, что не давали никогда рекламы, и практически не делали вывески. И найти это место, особенно первые два года, можно было только, если ты знаешь, куда идешь. На входе стояли неструганые доски, бочки с краской. И люди, которые входили первый раз, просто недоумевали, что это. Потому что это не выглядело как вход в нормальное кафе или нормальный ресторан. Люди, которые знали, за руку проводили туда своих друзей, и эта атмосфера секретности добавляла шарма. Собственно, так у нас начала складываться наша целевая аудитория. Мы ее определили как творческих людей, студентов, их друзей и их преподавателей. У нас действительно не только студенты собирались, мы наблюдали неоднократно ситуации, когда профессор журфака МГУ, находящегося неподалеку, принимал за столиком экзамен у студента. Речь шла о творческой интеллигенции, о людях, которым нужно вариться в творческой атмосфере, получать творческие идеи. Все это переплеталось с интернетом, все это переплеталось с Livejournal. У жж-коммьюнити «FAQ-кафе» было на тот момент уже 1 500 читателей, и ситуация была двоякой: с одной стороны, с появлением интернета люди стали более разобщены, стали меньше встречаться. С другой стороны, они, наоборот, благодаря интернету, социальным сетям и блогам виртуально стали гораздо больше общаться, те, кто умеет читать, умеет слушать и умеет говорить. А встречаться хотелось очень многим. Когда не хватало стульев, люди брали бочки с пивом, люди сидели везде: на ступеньках, на полу, на стойке бара. Во время концертов этих на 30 квадратных метрах помещалось до 90 человек. То есть это такое было варево. Через год после того, как мы это все начали, нам предложили еще одно помещение – через стенку. Это была сауна, которая тоже разорилась, как-то не везло всем нашим предшественникам. Соответственно, мы расширились, и у нас вместо одного зала стало 4 зала, и они назывались так, как это принято в квартире: главный зал – это гостиная, затем детская, спальня, библиотека. Каждый зал оформлен соответствующим образом. И к оформлению мы опять же привлекали наших гостей. Раньше главный зал был оформлен с помощью трафаретного граффити, это были ремейки лучших работ художников в стиле граффити. Это Банана Спрейер, Нино – крупнейшие имена, часть из которых выставлены в музеях современного искусства в мире. Но потом это стало менее актуальным, немного надоело, мы их закрасили. Текущее оформление сделано Иваном Максимовым – известным российским мультипликатором. Туалеты у нас называются галереи, потому что каждая туалетная кабинка тоже регулярно перекрашивается одним из художников и представляет своего рода инсталляцию на стенах и потолках. В туалетах у нас долгое время читались сказки – аудиокниги, детские и не только сказки – от Достоевского до Хармса. Сейчас «ФАК» живет своей жизнью. Что-то изменилось за эти 5 лет, что-то сохранилось. Когда наши постоянные гости, которые, собственно говоря, нас и сподвигли на то, чтобы создать этот клуб, начали жаловаться, на то, что они не могут прийти в кафе, потому что там накурено и нет свободные мест, они попросили нас и предложили сделать еще одно место. Это место получило название «Артефак», мы его открыли не так далеко от первого места. Сейчас «Артефаку» исполнилось уже два года. И это место для тех, кто вырос из «FAQ-кафе», кто повзрослел немного, остепенился. Там уже другая и атмосфера, и обстановка, и интерьер, и собственно, контингент. И люди постарше, но это уже другая история.
Концепция творческой мастерской
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Давид Ян: «У нас изначально не было цели заработать, но жизнь повернулась совершенно по-другому»
Оставлять комментарии могут только подписчики.
Если у вас уже есть подписка,
авторизуйтесь.
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Комментариев нет