В 2012 году у ведущих мировых автостроителей в массовое производство выходят сразу несколько марок экономичных гибридов и электромобилей. Не в опытное. Даже не в мелкосерийное – как то было до того (даже с моделью «Приус»). В массовое. Вполне вероятно, что в будущем 2012-ый год назовут первым годом эры заката двигателя внутреннего сгорания и нефти. В связи с этим интересно рассмотреть варианты поведения стран-членов ОПЕК, совокупно обеспечивающих порядка 40% мировой добычи нефти и более половины торгуемой нефти. Вариант первый. Условно можно обозначить его как «Здесь и сейчас». ОПЕК удерживает цены на нефть на нынешнем, близком к тому или даже более высоком уровне, чем лишь подстегивает скорость перехода на более экономичные автомобили, – тем более что этот переход подстегивается государством. В любом случае, десяток лет – минимум – сверхдоходов странам ОПЕК обеспечен. При сохранении нынешнего уровня добычи и нынешних цен приток порядка 700 млрд долларов экспортной выручки в год странам ОПЕК обеспечен. За десять лет эти малонаселенные (за исключением Ирана) государства заработают более 5 трлн долларов, что – при сокращении текущих трат и ограничении прироста населения в Саудовской Аравии – даст им возможность стать странами-рантье, обеспечивая своему немногочисленному населения достаточно высокий уровень жизни за счет получаемых от сделанных инвестиций доходов. С другой стороны, я не слишком верю как в то, что удастся сократить текущее потребление до необходимого уровня, так и в то, что удастся сократить рождаемость. Вариант второй. Не можешь противостоять – возглавь. Заключается в том, что ОПЕК неявно становится одним из крупнейших инвесторов в технологический переход в мировом автомобилестроении. Ситуация сейчас достаточно благоприятная – например, 30% пакет акций «Mitsubishi Motors» продается за совершенно ничтожную для нефтеносных арабов сумму в 3 – 4 млрд долларов. Равным образом большинство других мировых автобрендов будут рады обеспеченным инвесторам. Таким образом, инвесторы из стран-нефтеэкспортеров, установив относительный контроль – причем относительно дешево – за мировым автомобилестроением, могли бы сами контролировать темпы перехода и тем самым диверсифицировали бы для себя источники дохода. Вопрос в том, что это практически неосуществимо – памятуя о приобретении арабами в начале 2000-х контрольного пакета крупнейшего мирового автопроизводителя «General Motors» и о том, что из этого вышло, правительства воспротивятся таким инвестициям и арабов просто не допустят до контроля над автоконцернами. Вариант третий. Не можешь противостоять и возглавить – заработай на инфраструктуре. Зато все будут приветствовать появление арабского капитала в сопутствующих отраслях – инфраструктуре и генерации электроэнергии. Таким образом, нефтеэкспортеры практически безболезненно смогли бы сменить источник доходов и вписаться в процесс нового технологического перехода. Кстати говоря, осторожные инвестиции арабских стран в этих отраслях уже замечены. Вариант четвертый. А почему это не можем противостоять? У перехода на более экономичные авто два основополагающих объяснения: экология и выгода. Если атаковать первое – например, поставить под сомнения ставшее уже практически аксиомой глобальное потепление, а затем обвалить цены на нефть, то с учетом наличествующего в крупнейших странах-потребителях нефти общественного мнения, можно развернуть его обратно к нефти. По крайней мере, почему бы не попробовать? Первое мы уже видим – украденные российскими хакерами файлы переписки поставили под серьезное сомнение само наличие глобального потепления. Второе... Второе мы проверим уже по итогам следующего 2010 года. Если среднегодовая цена нефти сорта Брент будет ниже сложившейся в 2009 году, то значит, принята стратегия поэтапного понижения цен – как то уже было в начале 80-х. Только тогда поэтапное снижение цен на нефть завершилось обвалом 1985/1986 гг., а сейчас наоборот – с такового начнется (имеется в виду падение цен в 3,5 раза в 2008 году).