Для покупателя нового автомобиля сейчас самое благодатное время. Машину покупать надо сейчас. Но только тем, кто способен убрать шоры стереотипов, провести подробное маркетинговое исследование и готов купить полезность и функциональность взамен социального одобрения, бренда и имиджа. И такие клиенты уже есть. Смотрите, как растут продажи Citroen, Geely. Это следствие сниженных или неподнятых цен. Посмотрите на рекламу Peugeot 308 с автоматом за без малого 600 тысяч и сравните с новой Mazda 3, цены на которую еще недавно стартовали от 800 с лишним тысяч руб. Клиенты очень любят Мазду, но переплачивать столько явно не готовы. За 857 тысяч можно купить Fiat Bravo в максимальной комплектации с кожаным салоном и панорамной крышей. Поэтому теперь у Mazda новые цены, но клиент уже успел испугаться. Похожая ситуация была у всех японцев, которые подняли цены. В декабре прошлого года «Рольф» поднял цены на Mitsubishi и продажи просто прекратились. Пришлось откатываться обратно. Сдавать назад пришлось и Mercedes, который выставил цены в евро, а потом обратно вернулся к рублям. В результате пытливый исследователь обратит внимание, что можно купить Cadillac SRX за 1,5 млн руб. в максимальной комплектации с мотором 4,6 л, и за эти же деньги новый Kia Mohave в «минималке». Mazda 2 и Ford Fiesta за 500 тысяч руб. в самой базовой комплектации, а Fiat Grande Punto за эти деньги уже будет среднеупакованный. Honda Civic 5 дверей стоит 820 тысяч руб, а уже за 900 тысяч можно купить Mercedes A- и В-классов. За миллион можно уже рассматривать BMW 3 серии. И клиенты ищут. Сегодня резко снизилось в салонах количество «туристов» – тех, кто приглядывается на будущее или просто убивает время. Сегодня клиентов приходит меньше, но они демонстрируют предельно практичный интерес. Подобный анализ дает возможность понять, какую стратегию выбрали автопроизводители на российском рынке. И становится понятно, почему не стоит ждать заметных скидок перед Новым годом. Те, кто распродает 2008 год, и так предлагают выигрышные цены. Их нет смысла снижать. Многие и так уже снижены, причем заметно. И предложение по таким машинам стремительно сокращается. А те, кто перешел на новые цены из-за курса евро и таможенных пошлин, когда готовили цены, отдавали себе отчет в том, что чем ниже цена – тем выше спрос. И раз приняли решение держать высокие цены – то это часть стратегии. Есть, конечно, те, кто просто ошиблись и недооценили последствий. Так они уже откатили цены назад. В любом случае, анализ рыночной ситуации показывает, что лишь несколько компаний воспринимают российский рынок как ключевой. А остальные делают ставку на другие рынки: китайский, который растет в 2 раза, несмотря на кризис, немецкий, европейские рынки, где работает программа субсидий за «автохлам». А в России иностранные автопроизводители, да и российские тоже, предпочли пролоббировать повышение стоимости автомобиля, нежели ужать стоимость свой продукции под лимит в 350 000 руб. Вспомните, ни Ford Focus, ни Fiat Albea, ни уж тем более VW Jetta до цены 350 тысяч не опустились. А вот когда в BMW хотели захватить рынок Италии, то специально для этой страны выпустили BMW 516 – вроде и «пятерка», а налог как от «трешки» самой простой. Для российского рынка на подвиг никто идти пока не готов. Ну, за редким исключением.