Надежда на первый блин | Бизнес-школа как хедхантер | Продать все ради MBA
Время – шесть вечера. Занятия закончены. До выступления приглашенного спикера осталось полчаса. Но студенты не бегут с радостью в курилку или кафе. Подхватив увесистые папки, они отправляются срочно разобрать еще один кейс. И возмущаются, что их задерживают на пять минут, – чтобы получить фидбек по вчерашним занятиям. Учебный день идет уже около десяти часов, но группа хочет работать дальше.
И студентов можно понять. Они так жаждут заниматься не только потому, что занятия проходят в отеле «Балчуг-Кемпински», а вечером к ним придет в гости президент МТС. Но и потому, что они оценили свое обучение в €50 000, а когда ты платишь столько, каждая минута стоит очень, очень дорого. Открывшаяся в этом году программа MBA бизнес-школы «Сколково» – не только самая дорогая в России, но и одна из самых дорогих в мире. Корреспондент Slon.ru провела один день с ее слушателями, чтобы выяснить, за что они платят, чем пожертвовали ради обучения, и куда пойдут 16 месяцев спустя.

НАДЕЖДА НА ПЕРВЫЙ БЛИН


Учебный кампус «Сколково» еще не готов. Но те, кто попал в этом году на первую программу MBA (программа формата Executive MBA в школе работает уже с начала года), не переживают. Наоборот, уверены студенты, у них масса преимуществ. И дело даже не в том, что и живут они, и учатся в самом центре столицы – в пятизвездочном «Балчуг-Кемпински» с видом на Кремль. Сейчас качество занятий, уровень приглашенных лекторов и сами проекты учащихся школы для «Сколково» – вопрос имиджа (и в этом смысле недостроенный корпус тоже сыграет школе на руку: студенты с удовольствием расскажут об учебе в «Балчуге»). Слушатели и решились на обучение в немалой степени потому, что к программе – а значит, и к ним лично – будет пристальное внимание СМИ, рекрутеров, работодателей. Потенциальные наниматели, как считают они, воспримут первый выпуск «Сколково» как эксклюзивный продукт. Школа тоже возлагает надежды на первый курс. Как

утверждает

Прямая речь

«Мы производим топ-менеджеров и тех, кто сможет стоять у руля компаний»

Директор программы МВА «Сколково» Серж Хэйвард
о программе MBA «Сколково»:
Мы очень довольны группой, и качество студентов очень высокое. Они все очень разные, у них совершенно разный бэкграунд, опыт, возраст, они из разных стран. У нас изначально и была идея – собрать группу, в которой все были бы разными и уникальными. Каждый из них – особенный, предпринимательский и коммерческий опыт у всех сильно разнится. Один из вопросов, который мы себе задавали, смогут ли они общаться между собой, потому как по своему характеру каждый из них – лидер, они занимали такое положение, до того как пришли сюда. Когда помещаешь вместе сильных людей, тем более на 4 месяца, в одной комнате, они могут просто друг друга «уничтожить», но этого не произошло. Они оказывают друг другу огромную поддержку, сравнивают друг с другом, но индивидуальной конкуренции внутри группы нет, они сравнивают себя с уровнем всей группы.
Почти все студенты оплатили свою учебу самостоятельно, возможно, именно это повлияло на то, что у них настолько высокий уровень мотивации. На мой взгляд, у нас вообще нет проблем с мотивацией студентов. Те два теста на пригодность к участию в программе, которые мы провели, показали, насколько пришедшие мотивированны. И не только для того, чтобы учиться на программе, а в целом – поменять свою точку зрения, свою жизнь, выйти на новый уровень, кардинально поменять направление.
Ожидания у каждого из студентов свои. Кто-то из них – я бы сказал, большинство – планирует работать в России, Китае и Индии. А то, чем они занимались до прихода на программу, разнится – это люди и с инженерным, и с финансовым бэкграундом, из сферы ритейла, юриспруденции. Решения тех, кто приехал из других стран в Россию, обусловлены разными причинами, они приехали не обязательно для того, чтобы посмотреть на Россию и российский бизнес. То, что мы предлагаем, – это качественно другой МВА, в следующем году мы начнем программу в Китае, наберем там группу. Студенты приходят за программой высшего качества, сфокусированной на развивающихся странах и экономиках. Казалось бы, странное место для проведения программы – Россия? Но поскольку наш фокус – быстро развивающиеся рынки и экономики, а Россия один из таких рынков, то это плюс. «Сколково» – это не российская бизнес-школа, а международная. И программа MBA не российская, а международная.
Большинство хороших программ МВА производят суперзвезд бизнеса. И мы тоже в хорошем смысле слова своеобразная «фабрика лидеров». Мы воспитываем топ-менеджеров и предпринимателей. Но, без сомнения, им придется и скромности научиться. Часть этой программы – проекты, связанные с социальной ответственностью. Каждую субботу студенты работают с общественными объектами, помогают больным детям. Мы не хотим, чтобы они стали высокомерными. Они молоды, амбициозны, жадные до знаний и событий, но должны быть и скромными. И этого мы добиваемся на программе. Они должны понимать, что им повезло стать участниками такой программы, что не у всех есть такой шанс и возможность, и за этот шанс надо что-то отдавать обществу. Каждый из тех, кто пришел, знает, что хочет получить от программы. Мы поддерживаем дисциплину и обстановку, в которой они могут целенаправленно и тяжело работать.
Конечно, мы будем держать студентов в поле зрения и после программы, отслеживать их успехи и карьерное продвижение. По опыту могу сказать, что такое образование, – это хорошая инвестиция, и она возвращается за полтора – два года. Рост доходов у тех, кто получил степень MBA, значительный.
 

директор программы Серж Хэйвард, «Сколково» провела строгий отбор. В группе

владельцы собственного бизнеса

 
Прямая речь

«Мне интересны emerging markets, для меня в таких странах больше возможностей»

Студент «Сколково» из Германии
о программе Full-time MBA «Сколково»:
Мне понравилась в «Сколково» направленность на предпринимателей, с одной стороны. С другой, поскольку я говорю по-русски, мне было интересно приехать в Россию. Мне нравится фокус этой бизнес-школы, я очень много жду от обучения. То, что мы будем делать проекты в Индии, Китае, России – это важно не с той точки зрения, что я обязательно хочу именно в этих странах остаться работать. Мне интересны emerging markets, это не такие страны, как индустриальные и развитые, Европа, США. На этих рынках больше возможностей. И я для себя вижу в этих странах больше перспектив, чем в уже развитых странах.
После обучения на инженера-экономиста я два года проработал ассистентом руководителя компании, потом перешел в еще более крупную компанию, где был старшим менеджером по продажам, у меня в подчинении было 100 человек. После этого я решился на то, чтобы стать частным предпринимателем, начал свой бизнес. Я понимаю, что еще не всему научился, будучи студентом. И мне важно, что здесь обучение направлено непосредственно на работу на emerging markets.
Мне очень интересно то, какие здесь подобрались люди. Они приехали почти со всего мира. У всех разные точки зрения, идеи. В обычной профессиональной жизни такой возможности – за 16 месяцев познакомиться со столькими интересными людьми – не будет.
 

и

бывшие менеджеры крупных компаний

 
Прямая речь

«Россия – интересный рынок, которого многие амерканцы боятся»

Студент МВА «Сколково» Васым Каваф
о программе Full-time MBA «Сколково»:
Почему я не остался в США учиться – потому, что здесь я вижу очень много преимуществ. Первое – опыт. Это возможность быть включенным в интерактив, понять бизнесы, посмотреть на то, как протекает их жизнь. Здесь меньше теории. У тебя здесь больше возможностей применить на практике полученные знания, но при этом школа такая же престижная. «Сколково» – это партнер MIT, так что ты получаешь здесь престижное образование и при этом преимущества от того, что ты первым что-то попробовал. Мы зависим от этой программы точно также, как она от нас. Основное для нас – чтобы программа была успешной, а для программы – чтобы мы были успешны. Это одна из немногих бизнес-школ, где есть возможность вместе с ней начать с нуля.
Россия – это интересный рынок. Рынок, которого многие американцы боятся, потому что он неприветлив к выходцам с Запада. Потенциальная работа здесь – это получение опыта, знакомство с теми, кто определяет и делает рынок. Получить шанс на потенциальную работу здесь – это великолепно. Это хорошая перспектива. Конечно, я пока понятия не имею, где я буду после этих 16 месяцев. Но сам факт, что я поработал в России, Индии, Китае, даже если я вернусь обратно в США, – это огромный опыт.
Школа очень дорогая, и это ее самый большой недостаток. Невозможно получить кредит. Сложно в частном порядке нести такие расходы. Это самое большое препятствие. Если бы я пошел в INSEAD или Колумбийский университет, там было бы гораздо проще получить рассрочку. С другой стороны – здесь ты сознательно идешь на риск, но понимаешь, что ты хочешь получить.
 

(возраст – 25–32 года). Многие работали в Европе и Америке, больше половины приехали в Москву из-за границы (США, Канада, Финляндия, Австралия, Германия, страны СНГ) и из регионов. Выкладываться им надо будет максимально. «Это хорошо, что учиться тяжело и сложно. У нас нет лекций занудных, как в университетах, где ты засыпаешь под «бла-бла-бла». Здесь нужна постоянная наша работа, включенность и интерактив», – говорит одна студентка. На редких переменках слушатели задают вопросы преподавателю, готовят домашние задания, читают – в общем, не тратят время зря. На занятиях по лидерству Пьера Касса не просто слушают теорию или кейсы: энергичный профессор все время подключает аудиторию. По видеопрезентации шести кандидатов решают, кого нужно нанять в компанию. Выбирают в командах и индивидуально, какой метод управления более эффективен. Касс заставляет перевоплощаться в слетевшего с катушек руководителя компании, в его жену, разыгрывает со студентами разные ситуации, учит делать выбор и обосновывать свое мнение, договариваться с коллегами по команде. Постоянный интерактив школа обещает студентам и на выступлениях «звездных» гостей – руководителей таких компаний, как «Русский стандарт», Sun и т.д. «Я смотрел сегодня на спикера [президента МТС Михаила Шамолина] и думал: да, я хотел бы быть в команде у такого человека и работать с ним бок о бок. Если я столько получил – такой импульс за два часа, то что же значит ежедневно иметь такую возможность», – восхищается один из студентов в конце учебного дня. БИЗНЕС-ШКОЛА КАК ХЕДХАНТЕР

Впрочем, сидеть за партами не так уж долго: теория закончится за четыре месяца, а после они год будут проходить стажировки в организациях Индии, Китая, России и США, топ-менеджеры которых возьмут шефство над практикантами. Learning by doing – так в «Сколково» называют этот подход и считают его главной особенностью своей программы. Проекты пройдут как в частных компаниях, так и в госструктурах и неправительственных организациях: там студенты смогут поработать над развитием территорий, инфраструктуры здравоохранения, образования и т.д. (особенно интересно, чему научит работа в российских государственных органах). Руководить стажировками будут консультант по управлению Пол Турман и бывший топ-менеджер «Северстали» Алексей Германович. Ну, а в конце обучения все представят свои проекты – бизнес-планы – венчурному фонду, созданному «Сколково» и госкорпорацией «Роснано». Студентов радует то, что им надо будет не разбирать бумажные кейсы, а решать конкретные задачи, изобретать антикризисные меры и погружаться в новую экономическую реальность. Хотя некоторые признались корреспонденту Slon.ru, что не уверены в своих будущих наставниках. Смогут ли те уделять им достаточно времени как учителя, а не как начальники? Возникает и другой вопрос: готовы ли они дать своим подопечным возможность учиться на ошибках? Бывший топ-менеджер Johnson & Johnson

считает

Прямая речь

«Компания получит человека, готового за свои деньги вложиться по полной программе»

Бывший топ-менеджер компании Johnson&Johnson
о планах бизнес-школы «Сколково» организовать стажировки своим студентам в крупных компаниях:
Работа со стажером – это большая дополнительная нагрузка на топ-менеджера. Действительно, он больше выступает в роли наставника, коуча, если хотите. То есть не такой всезнающий гуру, который предлагает готовые ответы. Да, он где-то подскажет, своими вопросами направит практиканта в нужное русло, но сам факт, что ему [практиканту – Slon.ru] придется объяснять свое решение, обосновывать, вводить на практике – это учебный процесс. Естественно, это не так, что он придет и будет [действовать по принципу] «что хочу, то и ворочу», это невозможно. Его задача – понять принцип и правила работы компании, встроиться в структуру, использовать принятые методики и инструменты и проявить свои навыки, те, что он собрал, будь то в маркетинге или в стратегическом планировании. Отличие от работы с кейсами в том, что он попадает в реальную обстановку, решает сиюминутные реальные задачи. То есть перед ним, как и перед нами, как я вот это вижу и представляю себе, ставятся точно так же, как и перед новым сотрудником, проблема, ему дается проект: добиться таких-то целей и показателей. И при сопровождении его преподавателей, коучей, наставников, при сопровождении со стороны руководителей непосредственно в компании ищутся пути решения.
Ошибки – они возможны, ответственность тут, конечно, должна быть. То есть есть какая-то score card стажера. Ну, как и у сотрудника, у него она должна быть. Но сотрудник тоже не начинает бесконтрольно разорять компанию, условно, умозрительно говоря. На место генерального директора их же в проектах не поставят? Ну и вот, значит, над ними всегда будет кто-то, кто дает добро на те или иные действия.
Зачем это надо самим менеджерам и компаниям? Хотя бы просто потому, чтобы иметь грамотные, взращенные и заточенные под тебя кадры – это огромный плюс. Обычно компания тратит деньги на то, чтобы вырастить внутри себя хорошего руководителя, хорошего топ-менеджера. Здесь же она получает человека, готового за свои деньги вложиться по полной программе, уже замотивированного на то, чтобы выйти на руководящие должности, получившего отличную базу знаний, получившего практический опыт как вне, так и внутри твоей компании. Затраты топ-менеджера – его время и силы, но взамен он получает качественного и хорошо подготовленного сотрудника. Довольно быстро, быстрее, чем при росте внутри компании. Думаю, многие с курса пойдут на работу туда, где будут делать проекты. Даже если нет, эти люди – твои будущие партнеры. Те, кто будут будущим российского бизнеса.
 

, что такой практикант, по сути, не сильно отличается от нового сотрудника. Перед ним ставятся задачи и цели, у него есть мера ответственности, но при этом он имеет возможность при подготовке своего проекта воспользоваться помощью наставника или преподавателей. Компании это даже выгодно: это удобный и дешевый способ вырастить под себя «качественного» сотрудника, который с высокой долей вероятности после обучения придет туда на работу. Или станет контрагентом.

Устроив своих воспитанников в компании, ведомства и НКО, в которых каждый из них по очереди проведет практически год, школа не даст им спокойно работать. Германович

говорит

Прямая речь

«Стажировки будут модерироваться школой»

Директор программ в социальной и государственной сферах «Сколково» Алексей Германович
о программе МВА «Сколково»:
Поток из 40 студентов будет разделен на восемь групп, и им будет предложено сделать различные консалтинговые проекты для различных органов власти РФ – федеральных, региональных и муниципальных, а также для некоммерческого сектора и социальной сферы (вероятно, музеи, спортивные организации – «третий сектор»). В частности, моделирование инвестиционного агентства для одного из российских моногородов, который нуждается в развитии у себя новых отраслей, развитие отраслевых экономических кластеров для одного из российских регионов, возможны проекты по новым российским экономическим зонам. Будет работа над различными моделями частно-государственного партнерства в различных секторах – эта не работающая пока модель вообще, на мой взгляд, один из самых интересных механизмов, которые хотелось бы показать студентам. И внедрение бизнес-механизмов в российском «третьем секторе».
Во время стажировки у студентов будут проходить некоторые теоретические занятия, в частности, про социальную ответственность. Проекты они будут создавать по разработанной в школе форме, работа будут довольно жестко модерироваться школой. Параллельно будут идти командообразовательные занятия. Студенты будут защищать свои разработки друг перед другом в классе и удаленно. В рамках моего модуля, который будет занимать время с марта по май, мы планируем, что невиртуальные общие встречи будут происходить как минимум три раза.
 

, что «Сколково» будет определять темы разработок, их формат, а также регулярно собирать студентов – и виртуально, и оффлайн – вместе на теоретические занятия и для защиты проектов друг перед другом. ПРОДАТЬ ВСЕ РАДИ MBA Кризис всегда притягивает определенную категорию людей в бизнес-школы:

они считают

 
Прямая речь

«Мне так и так надо было учиться, кризис сейчас или нет»

Студент МВА «Сколково»
о программе Full-time MBA в «Сколково»:
Я работал в своей компании, которая занимается дорожным строительством. Потом понял, что чего-то мне не хватает, например, в стратегическом планировании. Я рассматривал несколько университетов в Америке, потом посмотрел на «Сколково», и мне понравилось, что программа ориентирована на страны БРИК. Именно ориентация на развивающиеся страны – это более практично. Меня привлекла возможность работать с наставником, ведущими бизнесменами, они лично будут нам помогать в практических проектах.
Как инвестиция это оправдано. Я не смотрю на кризис, мне сейчас это в моей жизни очень важно. Мне так и так надо было учиться, кризис сейчас или нет.
 

, что если пересидеть тяжелые времена за партой, то потом будет больше шансов найти хорошую работу. Но немало студентов «Сколково» продолжают управлять своими предприятиями во время учебы. Думали продать бизнес, но пока от этой мысли отказались: хотят сразу внедрять полученные знания. Еще один аргумент в пользу учебы здесь – иностранным студентам «Сколково» российский рынок интереснее, чем рынки Европы или Штатов. «В Россию приезжает много иностранцев, но они плохо понимают местную специфику и законы, они боятся России, хотя на самом деле рынок очень перспективный, – говорит один из студентов, приехавший на программу из США. – А у меня будет шанс и возможности досконально вникнуть в особенности российского бизнеса, посмотреть на тех, кому уже удалось достичь здесь выдающихся результатов, приобщиться к их опыту. Да, скорее всего, я останусь здесь работать». Другие считают, что страхи перед Россией, – это даже хорошо: «Больше места и возможностей привлечь инвестиции для нас». Относительная дороговизна программы «Сколково» студентов не сильно расстраивает. пугает.

Перевешивают

Прямая речь

«Я хочу идти вперед»

Студент «Московской школы управления «Сколково» Эдуард Хамаза
о причинах выбора программы MBA «Сколково»:
Уникальность программы «Сколково» еще и в том, что она ориентирована на специфику быстроразвивающихся рынков, а это предполагает, что выпускники школы станут лидерами в новой экономической модели. Я хочу идти вперед, развивая свои лидерские качества, и, на мой взгляд, программа дает все инструменты для того, чтобы успешные люди стали более успешными и научились управлять своим успехом.
 

и упомянутые соображения престижа, и возможность поработать на нескольких развивающихся рынках, и

надежда вытащить

Прямая речь

«Новая программа – не риск, а фабрика звезд»

Студент МВА «Сколково» Юрий Ковалев
о программе MBA «Сколково»:
Я человек, вообще, амбициозный и требовательный, и я считаю, что если что-то делать, то выбирать лучшее. Дешевое не бывает обычно хорошим, и я не хочу идти куда-то за небольшие деньги, чтобы сказать потом: да, программа, конечно, так себе, но зато дешевая. Я хочу получить все максимально. Я изучал разные программы и бизнес-школы, и считаю, что нашел лучшее, – ничего другого подобного в России нет. Тем более, эта программа специально направлена на Россию, бурно развивающиеся страны и рынки. Нам очень повезло с тем, что мы – первый курс.
Дорогая и при этом новая программа – это не риск. Это, так или иначе, «фабрика звезд».
Второй решающий фактор – это интересный список преподавателей. До того, как я принял решение учиться в «Сколково», я узнал, кто будет проводить занятия.
Третье – это список приглашенных персон и компаний, бренды, которые участвуют в деятельности школы, вы их всех знаете – это и Sun Group, и Роман Абрамович, и «Русский стандарт», и другие громкие имена.
Четвертое – почему все это делается именно в кризис? У меня своя компания, и есть ощущение, что я остановился в развитии, я не очень хорошо понимаю, чего я хочу дальше. У меня ощущение, что я в своем болоте сижу, а мне нужен прыжок. Или даже не прыжок, а пинок мощный. Для меня эта школа – это мощный пинок. Для меня практические занятия – возможность выглянуть из своего болота. Например, я увижу госкомпании, и для меня это другой уровень понимания мира. Я работаю с госкомпаниями, корпорациями, и я хочу понимать, каким образом они думают, какие у них приоритеты, какими инструментами они пользуются, какие задачи решают, и как принимают эти решения.
 

себя и свой бизнес из кризисного болота. «Я не думал о том, сколько это стоит, и что отнимет 16 месяцев, – говорит один студент, – я просто понимал, что без этого моему бизнесу конец. Или я сейчас делаю рывок вперед, или все – я на обочине, и даже после кризиса не смогу продвинуться».

Некоторые даже уверены, что образование такого уровня в мировых бизнес-школах обошлось бы гораздо дороже, и называют «Сколково» «дешевой альтернативой» Гарварду и INSEAD (хотя школе такое позиционирование – скорее во вред). Но даже если оставить вопросы качества и востребованности программ в стороне, сравнение спорно. Программа MBA Harvard Business School в расчете на год стоит чуть больше $46 000, а общий годовой бюджет студента – с жильем, медстраховкой и т.д. – школа оценивает в $76 000. «Сколковские» €50 000 включают проживание и перелеты к местам стажировки, так что разница невелика (Гарвард чуть дороже). Правда, программа «Сколково» рассчитана больше, чем на год, но ведь учебные курсы продлятся всего четыре месяца. Иностранцев, впрочем, заботит другое: в России они не могут получить кредит на обучение. На родине это было бы просто, а здесь в финансовом смысле приходится рассчитывать только на себя. Один студент из Германии продал все свое имущество и бизнес, вложил часть в обучение и теперь даже не связывает свое будущее с родной страной. «Я не для того уехал и решился на обучение, чтобы вернуться к тому, с чего начинал», – говорит он. Школе придется приложить все усилия, чтобы его не разочаровать.