об итогах первого года кризиса:
Результаты первого кризисного года положительные. Он позволил пересмотреть бизнес-модель, теперь при меньшем объеме выручки повысилась рентабельность. И именно в кризисный год мы начали более активно развиваться по регионам. Рынок дал эту возможность, потому что если раньше кадровые агентства не нашли бы возможности и времени с нами плотно пообщаться, о чем-то договориться, потому что во время растущего рынка суета, все куда-то очень быстро двигаются, то сейчас больше времени пообщаться, понять, где они находятся, куда хотят двигаться. В связи с этим мы получили очень интересных партнеров и в регионах, и за рубежом, открылись в США, в Европе, и это именно в кризисный год. Весной 2009 года мы, например, открыли офис в Праге. В 2007 я не смог бы его там открыть, потому что людям было неинтересно.
По нашей оценке, падение рынка рекрутинга может составлять пиково до 70%. Я думаю, что на 60% в среднем рынок упал. Самым тяжелым и провальным временем были декабрь и январь, даже, наверное, январь и февраль. Потому что в декабре еще двигались по инерции. В начале 2009 года мало кто был готов тратить на это деньги. С марта пошел уже рост, а в первые два месяца было очень сложно.
Своими персональными ошибками как менеджера не могу вас порадовать, потому что на схему, по которой мы работаем (мы работаем с представителями в home office), вышли в мае – июне 2008, то есть по сути за 3 – 4 месяца до кризиса (то есть в регионах офисов нет, представители компании работают дома – Slon.ru). Мы переиграли нашу бизнес-схему и вошли в кризис подготовленными. Это произошло случайно, я не знал, что будет кризис. Но нам это очень удобно. Офис есть в Москве, в регионах – только home office, сейчас самое выигрышное время для него.
Я считаю, что ключевые изменения уже произошли, много мелких игроков схлынули с рынка. Стало на 30 – 40% меньше игроков, то есть рынка стало вроде бы больше. Сильные, конечно, остались, такие, как Ancor, Kelly, по итогам кризиса получат больший объем рынка, чем имели до, потому что игроков стало меньше. И у нас тоже серьезные планы на рекрутинговый рынок России, мы хотим быть в пятерке лидеров. Сейчас по Новосибирску мы на третьем месте, впереди нас как раз только сетевые агентства. В общем рейтинге мы на третьем месте. В Москве агентств в 100 раз больше, поэтому я не могу так сказать, по Москве мы в рейтингах не участвовали. Но, думаю, нам еще много над чем надо работать, чтобы попасть в первую десятку.