Ответом московского мэра на катынскую речь премьер-министра и лидера «Единой России» о злодеяниях Сталина стало решение о размещении плакатов с изображением генералиссимуса на День Победы в центре Москвы. Оно не изменилось и после того, как на похоронах Качиньского столь же определенно высказался и Дмитрий Медведев. Размещение плакатов планируется начать 20 апреля. В день рождения человека, чьим союзником короткое время, на которое выпадает и дата катынского расстрела, был Сталин.

То, что это несколько не гармонирует с внешнеполитической частью празднеств, понятно. И речь в Катыни, и приглашение союзников по антигитлеровской коалиции для участия в параде – все это очевидно свидетельствует о желании тандемократов быть своими на Западе. Понятно, что во время пребывания дорогих гостей фото со сталинскими плакатами появятся во многих западных масс-медиа и вызовут вопросы к политикам, поехавшим в такую Москву. И скверно, что в День Победы возможны беспорядки.

Стенды со Сталиным будут установлены там, где проходят основные праздничные акции: на Поклонной горе, у входа в Парк имени Горького, перед Большим театром (как раз напротив памятника Марксу) и на Бульварном кольце. Противники их размещения предупреждают об установке в тех же местах альтернативных стендов и о намерении снести или испортить установленные мэрией.

Если говорить о Лужкове, то возможно такое объяснение его твердости: заигрался мэр Москвы. И всерьез рассчитывает стать лидером тех, кто недоволен пока только символическими, но весьма болезненными для многих действиями тандемократов. Ведь отношение к Сталину не есть только отношение к истории, но и… да оно вообще к истории имеет второстепенное отношение. Считай, никакое.

Все, что творилось агитпропом вокруг Сталина и в связи со Сталиным, воспринималось не как дань памяти, а как политический аванс. Нынешние сталинисты – это вовсе не оставшиеся в живых ветераны, среди которых нет и никогда не было повального увлечения отцом народов. Нынешние поклонники Сталина – это люди среднего и молодого возраста, карьерно озабоченные и карьерно успешные, возлагающие надежды на свое продвижение в тех общественных условиях, которые, по их мнению, создал в свое время лучший друг всех на свете.

Они не составляют большинства, они не доминируют в общественном мнении, но они существуют, и им крайне неприятен нынешний, чисто словесный, поворот власти. Он не был бы только словесным, если б, например, был подкреплен полным раскрытием катынских архивов с обнародованием имен убийц. Но власть это не делает, что, на мой взгляд, объясняется тем, что люди во власти до сих пор признают возможность повторения таких политических методов, как массовые убийства. Назвать имена тех, кто убивал семьдесят лет назад, – это опять же не восстановление исторической справедливости. Это дурной знак возможным исполнителям новых убийств. А пока имена не названы, потенциальные заказчики и потенциальные исполнители сохраняют уверенность друг в друге.

Но и сделанного уже тандемократами достаточно, чтобы привести в расстройство сталинистски настроенную часть правящей элиты и тех, кто стремится в нее попасть. И они выражают готовность встать на защиту сталинских плакатов в Москве.

И за время, прошедшее после обнародования решения Лужкова, выяснилось, что атаковать эти плакаты собираются не только оппозиционеры-правозащитники, но и гламурные лоялисты. Именно таков один известный блоггер, до сих пор имевший репутацию очень правильного деятеля, по выступлениям которого можно было судить о модных трендах как в потреблении и масс-культе, так и в агитпропе. Он как-то чересчур страстно и пафосно призвал заливать краской светлый лик Сталина на улицах Москвы. Столь же страстно и пафосно он хвалит новый шедевр Никиты Михалкова, а уж в этих оценках он не ошибается.

Так у нас вертикаль или не вертикаль? Оказывается, главу субъекта Федерации можно назначить, а вот помешать ему разместить плакаты с изображением человека, которого два первых лица государства только что назвали преступником, никак невозможно, потому что он размещает их не на федеральные средства? Что-то не верится. И что-то вспоминается. А именно, впечатления Ильфа и Петрова при посещении ими в Америке одного шоу: «Через полчаса начинаешь понимать, что все это глупейший обман, что здесь нет даже простой уличной драки между двумя пьяными хулиганами. Если один сильный человек хочет сломать руку другому, то, изловчившись, он всегда может это сделать. В «реслинге» же, несмотря на самые ужасные захваты, членовредительства мы не видели. Но американцы, как дети, верят этому наивному обману и замирают от восторга». 

Сейчас бы сказали не «замирают», а «зависают». Вот? похоже, что и со сталинским плакатами зрители тоже зависли. Не заметили, что праздник национального и гражданского единства превращается в день национального раскола. И не по поводу прошлого, повторю еще раз. С прошлым такая бы провокация не удалась.

То есть вовсе не утверждаю, что это сознательная провокация Кремля. Просто у них, как в том анекдоте про военный завод: при любой конверсии что ни собирай, автомат Калашникова получается. Так и сейчас. Хочется всего и сразу: и иностранцам потрафить, и духовно близких сталинистов не распугать, и Лужкова укоротить, и людей друг на друга натравить.

И это не признак слабости, как бы того ни хотелось прогрессивной общественности и светлой интеллигенции. Общество-то в цугцванге: что ни сделаешь, окажешься в дураках, тебя втемную используют для сборки автомата, хотя сам будешь уверен, что работаешь на конвейере, с которого сходят детские коляски.