Создается впечатление, что в России параллельно существуют два рынка легковых автомобилей. Один – для поклонников «Жигулей», второй – для всех остальных. Каждый из них живет своей особой жизнью и слабо связан с «параллельным» миром. Хотя если не вникать в цифры, то может показаться, что оживает и тот, и другой. «АСМ-Холдинг» сообщил, что по итогам января-апреля 2010 года «традиционные» отечественные автозаводы нарастили производство на 40,9% – до 127 449 автомобилей (в том числе 122 000 выпустил «АвтоВАЗ»). Производители иномарок увеличили производство на 66,8% до 155 291 штуки. При том что темпы роста производства иномарок выше, представители Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), например Мартин Ян, не торопятся делать прогнозы об устойчивой тенденции к росту. А поскольку их доля на рынке уже преобладает (54,9% рынка, если опираться на данные «АСМ-Холдинг»), то прислушаться к их голосу стоит. Все эксперты отмечают, что программа утилизации старых автомобилей резко оживила спрос на продукцию «АвтоВАЗа». Возник дефицит отдельных моделей машин (в основном, правда, давно устаревших). В соответствии с классическим законом рынка выросли и цены на них. Все выглядит так, как будто бы у вазовской «классики» есть своя группа потребителей, которые меняют старую машину на похожую, но новую. В самом деле, доля относительно «свежих» моделей Priora и Kalina по данным АЕБ составляет меньше половины продаж (46,36%). Более того, если сопоставить данные по выданным сертификатам на утилизацию с данными по производству, то оказывается, что на приобретение продукции «традиционных» отечественных производителей за полтора месяца действия программы (включая весь апрель) выдано 104 265 сертификатов. А это ни много ни мало – почти 82% выпуска автомобилей за первые четыре месяца этого года. У производителей иномарок доля продаж по программе утилизации в общем объеме составит не более 12%. Вывод напрашивается сам собой. Практически весь спрос на продукцию отечественных заводов обеспечен программой утилизации, а она очень скоро закончится. При этом покупают в основном машины без будущего. Справедливости ради следует отметить, что в апреле 2010 года существенно вырос спрос на Priora и Kalina (на 56% и 69% соответственно) в сравнении с апрелем 2009 года. Однако по итогам четырех месяцев 2010 года в сравнении с таким же периодом прошлого года рост их продаж выглядит не столь значительным. Продажи Priora выросли на 6%, Kalina – на 5%. Вот на это и логично было бы ориентироваться. Но придется вычесть вклад апреля и эффект завершившейся программы утилизации. Останемся ли в плюсе?