Кен Робинсон

Кен Робинсон

Эта статья была опубликована в новом номере мобильного журнала Slon Magazine — «Обвал ритейла: скрытые и явные причины закрытия модных магазинов».

Все номера нашего журнала можно загрузить бесплатно в AppStore

Кен Робинсон, один из самых известных в мире экспертов по развитию образования и управлению человеческими ресурсами, консультант британского правительства, популярнейший лектор TED (абсолютный хит: «Как школы подавляют творчество») и автор книги «Finding Your Element», в октябре выступил с лекциями на Nordic Business Forum в Хельсинки. «Больше всего меня увлекает сейчас скорость происходящих изменений. Я хочу изменений, но начинаю опасаться, что все может случиться слишком быстро», – сказал лектор в начале своего выступления. 

Slon воспользовался случаем и расспросил исследователя о том, что его беспокоит. 

°°°

– Будущую революцию в образовании многие до сих пор связывают с развитием открытых онлайн-курсов. Их все больше, многие из них заметны, содержательны и популярны. Вы верите, что Coursera и аналоги приведут к радикальным изменениям на образовательном рынке?

– Сами по себе образовательные интернет-проекты, о которых вы говорите, изменят немногое. Мы вообще придаем слишком много внимания формам и каналам. Считается важным, в каком формате человек получает образование и какими путями оно до него доходит. Учится ли он в старинной аудитории консервативного университета, где лектор не может показать даже слайды, сидит ли у себя дома на диване и слушает лекцию с планшета или же вообще плевать хотел на лекторов и весь курс самостоятельно прошел по книжкам, – это все имеет исключительно индивидуальное значение. Объективно наличие или отсутствие слайдов в аудитории не может быть показателем качества образовательного процесса. Это интерактивный элемент, который можно заменить чем угодно. Я знал профессоров, которые были настолько артистичны, что показывали химические реакции мимикой и движением рук – всем было все понятно. 

Намного важнее всех этих форм и каналов то, как аудитория в разных обществах воспринимает образование. Есть два доминирующих восприятия, которые и определяют распространение новых знаний в мире. Первое условно можно назвать «образование как услуга», второе – «образование как общественное благо». И вот если посмотреть на глобальную модернизацию обучения в этом контексте, можно понять, как новые технологии действительно изменят образование. Не просто привнесут в него элементы комфорта, а кардинально трансформируют его.

– И как же?

– Технологии, в первую очередь интернет, уже становятся связующим звеном между этими двумя мирами. Разница между ними и так не всегда ощутима. Глобальные центры образования: США, Европа, а теперь и Китай – при всей разнице культур работают по схожим принципам. Эти центры сильно интегрированы, у них общие стандарты работы, общая система оценки научных работ, близкие критерии оценки эффективности и т.д. При этом за пределами этих систем – в обществе – образование оценивается заметно по-разному. 

Модель «образование как услуга» очень американская и британская. По крайней мере за последние 20 лет сервисная роль университетов в США и Англии стала очевидной. К университетам, по опросам, относятся примерно так же, как к хорошим ресторанам: ты платишь, тебе обязаны предоставить определенный набор услуг, а главное – этой услугой воспользуются полностью, блюдо будет доедено, тарелка вылизана. Это, с одной стороны, сильно влияет на мотивацию студентов и качество выпуска, но создает некоторые проблемы преподавателям: клиентоориентированность требует большей аудиторной нагрузки, дополнительных обязательств и регламентации. 

Модель «образование как благо» больше свойственна, например, Франции или Германии. Согласно опросам, там к образованию относятся как к данности, обязательному элементу жизни. Вы покупаете квартиру, и в ней как минимум должна быть инфраструктура: водопровод, душ, канализация. Также, становясь полноправным членом общества, ты получаешь такое благо, как образование. За него тоже часто приходится платить, но это воспринимается не как плата за услугу, а как налог. У такого подхода тоже есть свои плюсы и минусы. Система более демократична и доступна, но зато меньше выпускников находят себе работу по специальности. Когда есть услуга, у тебя есть цель, ради которой ты решил ею воспользоваться. Когда есть благо, ты не ставишь цели, а просто его берешь. 

И вот с развитием технологий сначала будет стираться эта грань между благом и услугой, а рано или поздно общества начнут воспринимать образование совсем по-иному.

– Главное изменение в том, что мы будем знать: образование – на расстоянии вытянутой руки, нас от него отделяет нажатие пары кнопок?

– Частично это уже случилось. Вообще, интернет всегда был намного ближе к образованию, чем может показаться на первый взгляд. Даже если бы не случился бум и в сеть не пришел Салман Хан, (основатель популярного сервиса Khan Academy. – Slon), интернет оставался бы универсальной образовательной средой. Я не говорю сейчас об образовании как о системе, я говорю об образовании как об источнике новых знаний. А это сегодня самый дешевый источник новых знаний. Во многих странах, где школы и университеты в дефиците (например, в Африке), интернет зачастую доступнее бумажных учебников. 

При этом интернет сам по себе тоже переживает похожую эволюцию. Он в представлении общества и потребителей сначала воспринимался исключительно как услуга (мы покупаем интернет-доступ и получаем необходимую информацию), потом стал в глазах многих благом (бесплатный вай-фай, минимальные цены), а сейчас постепенно переходит в стадию «воздуха» – это то, чем мы дышим. 

И то, что этот «воздух» наполнен образовательным контентом, трансформирует и само образование. Его тоже начнут воспринимать не как благо и не как услугу, а как естественную среду. Как воздух. Впрочем, для того чтобы придумать точную метафору, еще много времени. Процесс не очень быстрый, он только начинается. Неизвестно, насколько качественно он будет развиваться. И в этой неопределенности есть некоторая опасность. 

– Мы будем воспринимать образование как данность и поэтому его ценность снизится?

– Это один из вероятных сценариев. Одно дело, когда тебя погружают в среду, насыщенную информацией и знаниями, другое – когда из этой информации и этих знаний создают цепочку, процесс. И с этой точки зрения интернет до сих пор в самой начальной стадии. 

Курсы, которые мы все знаем – от Coursera до edX, – на мой взгляд, пока лишь элемент общего хаоса, они не сильно продвинулись в создании процесса. Мы видим систематизированный набор знаний и наблюдаем первые попытки как-то формализовать получение этих знаний: появляются методики оценки, есть сертификаты, есть интеграция с университетами, есть возможность учитывать сертификаты при поступлении в вузы. Но все это лишь маленькие кирпичики в стену без фундамента. Качественная ценность такого образования все еще очень низка. Доступность и содержательность онлайн-лекций нивелируются их бессистемностью, фрагментарностью и необязательностью. Люди слушают лекции между просмотром роликов на YouTube и перепиской в соцсетях. Недавно сами игроки рынка признались, что онлайн-курсы обычно заканчивают 5–10 процентов из тех, кто на них изначально записался. 

Это текущая ситуация, а будущее может оказаться еще сложнее. Образование, став частью этого «интернет-воздуха», может окончательно потерять ценность и отторгнуть какую-либо структуру. Посмотрите, как мы читаем новости, как мы анализируем информацию, которую ежедневно в огромных объемах получаем из сети, – мы перестали быть читателями, а стали потребителями. Интернет устроен так, что и образовательный контент легко превратится в продукт потребления. Мы надышимся до головокружения, будем очень много знать, не понимая, зачем мы это знаем. 

– Вы говорите, что за образовательными сервисами нет системы и стандартов. При этом вы сами активно критикуете стандартизацию в университетах и школах. Стандартизация – враг инноваций, пишете вы. Потому что стандарты очень узки и порождают атмосферу страха перед любыми рисками.

– Я действительно давно и часто выступаю за реформу образования. Наша образовательная система построена по линейной схеме производства. И именно поэтому я убежден, что очень много людей не способны обнаружить свои таланты: система расставляет свои приоритеты, она поощряет одни таланты и маргинализирует большинство других. Такая растрата талантов происходит из-за нескольких факторов: узкое сосредоточение на нескольких академических предметах, вытеснение из школ творческих и гуманитарных предметов, сухое преподавание математики и науки, одержимость стандартизированными тестами и обусловленная финансированием необходимость учить что-то для тестов, постоянно сдавать их. 

Но интернет не предлагает альтернативу этой модели. Точнее, он естественным образом отвергает старую модель, предлагая взамен просто очень много знаний. Вместо губительной стандартизации мы можем получить образовательный фастфуд.