Администрация Skype потребовала отключить поддержку своего сервиса в независимом мобильном приложении Nimbuzz. Причины жесткого требования в компании не пояснили, ограничившись общими словами о нарушении лицензии на использование API. На это событие можно было бы не обращать внимания, если бы не похожая история с другим популярным сервисом-клиентом Fring: после внедрения им поддержки видеозвонков также немедленно последовали претензии со стороны Skype. Похоже, компания избавляется от программ, конкурирующих с ее основным предложением. Альтернативные приложения более удобны для мобильных пользователей хотя бы потому, что поддерживают несколько сервисов мгновенных сообщений и IP-телефонии: на мобильных устройствах легче запускать одно коммуникационное приложение, чем активировать несколько «клиентов» сразу. Получается, Skype своими руками создал проблемы своим же пользователям (а только у Nimbuzz их более 30 млн). При этом компания не получила никакого выигрыша: звонки внутри сети (Skype In) были и остаются бесплатными, а за звонки на телефоны сетей общего пользования (Skype Out) пользователи платили Skype, а не создателям сторонних приложений. Был и явный проигрыш: Fring после разрыва со Skype создал собственный сервис IP-телефонии, позволяющий выполнять out-звонки за отдельную плату, а Nimbuzz таковой (также с доступом к out-коммуникациям) запустил еще до скандала со Skype. Очевидно, что при сохранении партнерства с этими компаниями деньги за out-вызовы оказались бы в кошельке лидера рынка. Зачем Skype совершает такие нелогичные шаги? Ради будущего. Skype может стать прекрасной рекламной площадкой, причем достаточно легко. Аудитория огромная – 560 млн, причем это люди, заведомо использующие широкополосное подключение. Возможности персонификации изначально хороши (Skype знает и местоположение своих абонентов с точностью до города, и «направленность» контактов каждого из них), а после интеграции с Facebook стали просто уникальными. Остается лишь удивляться, почему в программах Skype, установленных на наших компьютерах, до сих пор отсутствует реклама. Но с этой точки зрения понятно, почему Skype так старательно «зачищает» конкурентов. Судя по всему, компания начинает готовиться к рекламной модели. Приучив абонентов к рекламе на своем «клиенте» и создав обновленный «рекламосодержащий» API, можно будет снова вернуть сторонние сервисы в свое лоно. Создатели бесплатных приложений и сервисов давно пытались монетизировать свои решения за счет размещения рекламы, но опыт тут пока не самый удачный. История с ICQ наиболее показательна: хотя размещение баннеров началось давно, должной отдачи они не принесли – во многом из-за того, что значительное количество пользователей заходят через альтернативные «клиенты», которые рекламу не показывают. Между тем, потенциал глобальных рекламных сетей, в качестве «рекламоносителей» использующих программы-клиенты, огромен. Удачный пример – iAd, рекламная сеть Apple, охватывающей все устройства на iOS: доходы от рекламы у Apple уже превысили $60 млн, хотя запущен сервис совсем недавно, а количество телефонов и планшетов Apple много меньше, чем абонентов Skype. Так что крупнейшему IP-сервису пора пойти путем, апробированным компанией Стива Джобса. Локальные войны Skype с партнерами создадут некоторые проблемы абонентам, но в итоге закончатся: в конце концов, «цель любой войны – мир», а монетизация сервиса за счет рекламы стимулирует его развитие.