Недавно я переписывался с Дэйвом Ульрихом, моим соавтором по книге «Asian Leadershiр», и спросил, над чем тот работает. Он ответил, что сейчас пристально изучает связь между действиями лидера компании и курсом её акций. Слова Дэйва напомнили мне о чудесном и оригинальном исследовании такой связи, которое провели в 2004 году Барри Стоу и Фрэнк Флинн (соавтор исследования о нарциссизме, которое я рассматривал недавно). Работа называется «Одолжите мне свои бумажники: влияние харизматичности лидера на степень поддержки организации извне». В этой работе Флинн и Стоу рассматривают несколько работ о понятии: Такие люди излучают уверенность в себе, лидерство, целеустремленность и способность передать свое видение последователям. Харизматические лидеры способны донести свою мысль до последователей, силой своей увлеченности и своего энтузиазма они убеждают людей, и те разделяют их взгляд на мир. В этом смысле харизматические лидеры имеют существенное влияние на подчиненных, которые начинают коллективно воплощать в жизнь идеи своего руководителя. В одном из исследований сравнивалось 46 компаний из списка Fortune 500, лидеров которых посчитали харизматичными (правда, в работе перечислено 44 президента компаний... кажется, двоих назвали по два раза). Выяснилось, что независимо от объективных финансовых показателей, компании с харизматическими лидерами во главе добивались более высокого курса акций. Более того, эффект усиливался при сложном финансовом положении — в тяжелые времена харизма президента компании еще ощутимее влияла на цену акции. (Возможно, в стрессовой ситуации люди особенно стремятся почувствовать надежду и энергию, которую излучают такие лидеры.) Это исследование стало основой для другой работы, где рассматривался пример Стива Джобса. Она увидела свет в 2004 году, однако данные собирали в конце 1998 года (в академической среде все делается неспешно). На тот момент прошло меньше года с тех пор, как Джобс вернулся к управлению Apple. Тогда вокруг него было много шума, и многие возлагали на него большие надежды, но в тот момент никто не воспринимал его как лидера-волшебника – как сейчас. Исследование проводилось в ранний и нестабильный период смены власти. Исследование проводилось следующим образом (упрощая): 150 студентов должны были представить себе, что им в наследство от родственника досталось $10 000. Им нужно распределить эти деньги между тремя инвестиционными вариантами: индексный паевой фонд, сертификат денежного рынка или пакет акций Apple. Всем показали объективную финансовую информацию о всех трех возможностях: акциях Apple, инвестфонда и денежных рынков. Но при этом половине предоставили данные, говорящие о том, что Apple, скорее всего, будет быстро расти, а половине сказали, что перспективы роста под вопросом. Затем произвели манипуляцию: половине показали двадцатиминутное выступление Джобса на выставке, а половине не показали. (Мне даже кажется, что именно я одолжил им эту запись; Джобс, рассуждающий про светлое будущее, в своей обычной неотразимой манере.) Результаты были довольно любопытны. Участники, которые видели запись, оценили Джобса как существенно более харизматичного, чем те, кто не видели. Но самое главное – первые были готовы вложить в Apple больше денег, чем вторые. Сильнее всего этот эффект проявился в группе тех, кому описали финансовые перспективы Apple как негативные. Те из них, кто не видел выступление, инвестировали в Apple в среднем $1329; зато те, кто видел – в среднем $3327 (лишь на $400 меньше, чем у тех, кто видел запись, и кому подсунули благоприятные прогнозы по Apple). У этого исследования, как у всех исследований, есть недостатки. Но мне оно кажется забавным, нетривиальным и интересным. Во-первых, оно показывает опасности, связанные с харизматичностью лидера: такие люди могут отвлечь чужое внимание от реальных фактов, или, как минимум, эти факты приукрасить (особенно когда в воздухе витают страх и пессимистические настроения). Это исследование показывает также, что такие лидеры смогут активировать «самосбывающееся пророчество». В случае с Джобсом эти выводы выглядят особенно интригующе. Любопытно обсудить колоссальный и долгосрочный успех Apple под его руководством за последние 13 лет – особенно в свете скептических взглядов Джима Коллинза на харизму, которые он изложил в книгах «Построенные навечно» и в «От хорошего к великому». Я уже раньше писал про посредственность методологии Коллинза и излишнюю шумиху вокруг нее (см. тут и тут); он проигнорировал сотни исследований (в том числе о харизме и результативности), вместо этого оперевшись на две крошечных выборки. Но я говорил и о том, что его книги очень хорошо написаны, и что несмотря на претензию относительно харизмы, я во многом согласен с его утверждениями и мог бы продемонстрировать многие другие исследования, которые подтверждают прочие его тезисы. А что думаете вы? Является ли харизма Джобса важным фактором триумфа Apple? И каковы достоинства и недостатки харизматических лидеров? Оригинал поста.