Вчера завершилась эпическая драма под названием «Разрешение на строительство театра-оперы «Геликон». Театр будет построен. На месте памятника архитектуры по адресу Большая Никитская, 19/16. Так постановил Общественный совет при мэре Москвы.

Почти 15 лет архитектор Андрей Боков, генеральный директор «Моспроекта-4», проектировал этот театр. Правда, соответствующее постановление правительства Москвы было выпущено только в 2002 году, но от этого история не теряет своего драматизма. Город вложил в проект около полумиллиарда рублей. Отступать некуда.

«Геликон-Опера», обитающая с 2007 года в конференц-зале бывшего здания Московского правительства на Новом Арбате 11, теперь получит свой собственный театр. Зрителям не придется пробираться с билетами через пост охраны и ларьки. Театр расположится в знаменитой усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских в старо-русском стиле, где «Геликон», собственно, начинала свою историю в 1990 году. В основном особняке будет Малый зал на 200 зрителей, а во дворе усадьбы – большой на 480 зрителей.
Собственно, вокруг этого Большого зала, из-за которого будет перекрыт двор и уничтожены хозяйственные постройки и флигели, возведенные княгиней Евгенией Шаховской, и разгорелся горячий спор артистов и защитников старой московской архитектуры из общественного движения «Архнадзор».

В октябре 2010 года, когда власть в Москве поменялась, по настоянию «Архнадзора» были приостановлены – до получения результатов историко-культурной экспертизы – работы по реставрации и реконструкции комплекса зданий. На общественном совете про экспертизу никто не вспомнил, зато в бой ринулся весь цвет артистического мира Москвы. Режиссер Александр Калягин прислал обращение с просьбой не допустить прерывания театральных традиций и напомнил, что здесь еще в позапрошлом веке жил великий Яков Щукин, создавший собственный театр, выступали французские и итальянские актеры, а также труппа Венской оперетты.

Артист Евгений Миронов заметил, что княгиня Шаховская была бы довольна, если бы узнала, что на месте ее конюшен расположилась опера. Певец Лев Лещенко удивлялся критикам проекта театра из «Архнадзора» и вопрошал: «Где были эти люди, когда разрушали киноконцертный зал «Россия?» Сложно объяснить, почему 70-летний маэстро этот жупел социализма считает памятником архитектуры. Наверное, потому что сам там не раз пел. «Пять раз перестраивали усадьбу, перестроим и в шестой раз, и ничего не случится», – увещевал Лещенко архнадзоровцев.
На слушания пришли актеры Эммануил Виторган и Екатерина Васильева, но они просто молчали. Зато не промолчали театралы из ГИТИСа: «В Кисловском переулке находится ГИТИС, а на Большой Никитской – Консерватория и «Геликон». Они составляют магический треугольник. Его нельзя разрушить». Композитор Александр Журбин пояснил собранию, что усадьба вовсе «не Растрелли, никакой не памятник архитектуры», и лично ему непонятно, «почему эта группа неизвестных людей из «Архнадзора» проявляет такую адскую активность. Есть театр «Геликон» с мировым именем, и не надо идти на поводу у этих молодых людей».

Председательствующий вице-мэр Владимир Ресин попытался было в перерывах между речами звезд эстрады, театра и кино вставить, что «Архнадзор» «не чушь говорит», но тут же передал слово директору «Геликона» Дмитрию Бертману. Бертман сказал, что именно благодаря его театру жива усадьба. Вспомнил, как в ее дворе работал ресторан «Пир», откуда выносили наркоманов, а на красном крылечке флигеля вешали колонки с музыкой, под которую танцевали стриптиз. «Слава богу, в начале нулевых в Москву приехал Жак Ширак, и когда ФСО его не впустило на оперу в «Геликон» из-за аварийного состояния здания, мэр Лужков принял решение строить для нас театр», – вспомнил предысторию директор.
«Весь двор – новодел, – горячился Бертман, – и зачем охранять новодел? Я создал театр, который работает на Москву 21 год, и теперь я, оказывается, – разрушитель русской культуры».

Потом встал главный архитектор Москвы Александр Кузьмин и в тон артистическим звездам воскликнул: «Стыдно и страшно! Четырнадцать лет гоняют безобидных людей, обещают и ничего не делают!» Страшно архитектору оттого, что все это может повториться с музеями: Пушкинским, Третьяковкой и другими – ведь их всех ожидает редевелопмент. С предложением «Архнадзора» оставить в усадьбе только Малую сцену, а Большую перенести куда-нибудь неподалеку Кузьмин также не согласился: потому что «все начнется сначала». Автор проекта архитектор Боков говорил, что нельзя, чтобы «архитектурная цензура» опрокинула проект, в который так много вложено.

Голоса двух архнадзоровцев: Константина Михайлова, Рустама Рахматуллина и вставшей на их сторону профессора МАРХИ Натальи Душкиной в защиту знаменитой усадьбы – потонули в общем хоре защитников театра. Даже аргументы о том, что и прокуратура считает незаконным снос части зданий и строительство в охранной зоне, не возымели никакого воздействия. Причем и на главного архитектора Москвы, в том числе, который посоветовал органам надзора разбираться с нарушениями, а решения по стройке правительство Москвы все равно примет.

Заседание закрыл Владимир Ресин, который объяснил необходимость перекрытого двора тем, что у нас не Рим и не Париж – холодно. И просил не быть очень строгими: даже в Кремле люди ошибались, иначе бы не построили Дворец съездов.

«Архнадзор», вдохновленный остановкой строительства на Боровицкой площади, Провиантских складах, на Хитровской и Пушкинской площадях, спасти и восстановить усадьбу Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице не смог. Хотя за отмену проекта строительства новой сцены «Геликон-опера» высказалась Общественная палата РФ. И это плохой знак. Может быть, Владимир Ресин в пылу смены правительства и от высоких чувств благодарности к новому мэру тогда, в октябре просто погорячился и захотел быть добрым ко всем? В том числе и к «Архнадзору», который выглядит в глазах артистического бомонда выскочкой. Если это так, то все постепенно может вернуться на круги своя, и стройки могут вернуться и на Боровицкую площадь, и на Пушкинскую...