Первые данные переписи-2010, опубликованные Росстатом, не оправдали худших прогнозов о сокращении населения России, звучавших в последние годы. Сократились, но не так, как многие обещали. Расклад по регионам показывает, кто предотвратил более серьезное падение: это Москва, нефтегазовая Сибирь и Северный Кавказ, где численность населения выросла. О Кавказе в связи с переписью разговоров наверняка будет больше всего. Не являясь демографом, отмечу некоторые особенности кавказского «бэби-бума», заметные любому наблюдателю, регулярно бывающему в регионе. 

«Урбанизация наоборот»

Наиболее впечатляет статистика по Дагестану. По сравнению с переписью 1989 года население в этой республике выросло – в полтора раза. Согласно официальной статистике, по численности населения Дагестан уже менее чем на миллион человек уступает всем остальным национальным республикам Северо-Кавказского округа, вместе взятым. Это может не только отразиться на федеральных бюджетных потоках (в той части, в которой они зависят от численности населения), но и привести к смещению политического «центра тяжести». Значимость наиболее населенного региона и его главы в глазах федерального центра неминуемо будет возрастать по сравнению с соседями. 

Ученые, а также те, кто был непосредственным свидетелем того, как проходила перепись на Кавказе, утверждают, что рост населения «подогрет» значительными приписками. Если это и так, то «подогревать», безусловно, было что: тенденцию к реальному росту рождаемости в современном Дагестане трудно не заметить. Скорее всего этому способствует совершенно особый уклад жизни, на глазах формирующийся в этом регионе. Я бы назвал его «урбанизацией наоборот»: в городской местности все больше и больше становится частных домовладений, а в них, разумеется, для многодетной семьи условия лучше – прежде всего, просто больше пространства. 

Стремление сменить «секцию» (так местное население называет квартиры в советских панельных коробках) на частный дом у жителей дагестанской столицы Махачкалы было заметно еще в 90-е годы. Сейчас участки для частного строительства продаются даже в самом центре города. Одновременно на городских окраинах появлялись стихийные, «самостроевские» поселки новых переселенцев. Они до сих пор, кстати, должным образом не инвентаризованы, в чем и есть главная причина бесконтрольного «увода» электроэнергии от прочих коммунальных благ в Дагестане. В результате и изнутри, и снаружи самый крупный город республики «уплотнился» частной застройкой.
Причем не надо думать, что строят себе дома только состоятельные жители. Не раз слышал рассказы махачкалинцев о том, как стройка заняла у них значительный отрезок жизни: сначала нашли деньги на участок, через два года – на фундамент и т.п. А как положили кровлю – сразу озаботились домом для подрастающего старшего сына, чтобы и ему было где разместить будущую многодетную семью (нормой является и строительство просторного дома для двух сыновей сразу – родственные узы традиционно крепче, чем в Центральной России). Строят «на вырост», с расчетом на немалое потомство. Такие расклады, совершенно обычные для Махачкалы, заставляют думать, что рост населения – все же реален. Как и проблема занятости, которая с годами будет стоять все острее. 

География приписок

Тем не менее, о приписках. Механизм их возникновения, по словам экспертов, на Кавказе прежде всего таков: одного человека записывают сразу по нескольким адресам. Чаще всего – один раз в родном селе, другой раз – в городе (нередко еще и третий раз, например, в Москве, если близкие родственники имеют там жилье). Вполне можно допустить, что подчас такие приписки происходят совершенно естественным путем, без какого-либо стимулирования: местные жители просто привыкли жить на два или три дома, не теряя связи с родным селом, где бы они ни были формально зарегистрированы. Разумеется, республиканским и муниципальным чиновникам это на руку, ведь численность населения учитывается при расчете многих параметров бюджетов. 

Впрочем, впереди публикация более детальных данных переписи, включая численность населения по городам, районам и селам. Здесь «чемпионат по припискам» – в тех регионах, где они были – может разыгрываться уже на муниципальном уровне. Дай бог, чтобы обошлось без серьезных конфликтов, а вот без курьезов точно не обойдется. В одной из республик Северного Кавказа, например, любят рассказывать, как в одном из районов сельхозсубсидии, рассчитываемые по поголовью скота, планировали несколько раз получить на одно и то же стадо, просто перегоняя его с одной фермы на другую. Уличение соседей в играх со статистикой может стать популярным сюжетом северокавказской жизни после того, как Росстат расскажет обо всех своих подсчетах.