На фестивале «Золотая маска» приз критики получил спектакль «Экспонаты» из Прокопьевска, где говорили о том, что принято политкорректно замалчивать. Ни для кого не секрет, что, отъехав от Москвы, ты как будто попадаешь в страну третьего мира. Иногда попадаются города, по уровню жизни Москве подобные. Но в целом разница такая, словно ты переехал в другое государство или совершил путешествие в прошлое. В одном из таких городков, Полынске, появляются два предприимчивых москвича. Они приехали сюда с большими идеями и аппетитами. В каждом жесте и слове – почти расовое чувство превосходства москвичей над жителями глубинки. В подчеркнутой вежливости – глубочайшая брезгливость. На сцене – быт, давно изгнанный из столицы. Вещи, созданные в середине прошлого века. Ламповые телевизоры, которые смотрят уже несколько поколений телезрителей в отдельно взятой семье. Трюмо, шкафы и кровати, которые – еще чуть-чуть времени пройдет – станут экспонатами музея советского быта. Среди этих вещей проходит жизнь полынчан. Это их мир. Режиссер спектакля Марат Гацалов показывает жизнь, которая не обновляется десятилетиями – ни в плане материальном, ни в более возвышенном. Никакой идеализации русской глубинки здесь нет и в помине (автор пьесы – житель города Тольятти Вячеслав Дурненков). Об идеализации образа москвичей и говорить не приходится. Это жесткий, несентиментальный анализ взаимоотношений Москвы и провинции. СОБЛАЗНЕНИЕ КРЕВЕТКОЙ Бизнесмены вносят обитателям глуши экономически выгодное предложение – сделать из города Полынска туристическую Мекку. Для этого полынчане должны стать живыми экспонатами. Изображать пейзан – добродушных, работящих и не чуждых праздника. Кто с веретеном, кто с мотыгой. Все в русских народных костюмах. Вроде бы хорошее бизнес-предложение. Но трудна, трудна оказалась русская провинция для внедрения бизнес-стратегий. Возникло непонимание. А почему? Кажется, помахал косой в сторонке, поплясал в русском национальном костюме – получи свою денежку и иди в кабак. Отказаться от заманчивого предложения полынчанам непросто, тем более что москвичи, как мантру, повторяют: «Ничего делать не надо! Ничего делать не надо!» А это, конечно, очень привлекательная работа. Когда москвичи произносят монологи о грядущей красивой жизни, их язык воспринимается горожанами почти как иностранный. Вроде знакомый, но все равно чужой: «Улучшение инфраструктуры… Повышение уровня жизни… На прилавках появятся королевские креветки…» Но и соблазнение креветкой не помогает. Бизнес-план москвичей срывается. Они не учли, что предложение они делают людям, у которых есть и амбиции, и странности, и желания, выходящие за пределы великой триады «водка-еб…-телевизор». Жители глубинки получают возможность вернуть москвичам знаменитый лозунг «Понаехали тут!» Что, в общем-то, правда – понаехали именно они. А жители Полынска при всем желании не могут понаехать куда бы то ни было. Причина – нет денег. Сейчас модно говорить, что мы увязаем в собственном прошлом. У этого явления есть, наверное, глубокие причины, коренящиеся в национальном характере, ментальности, предчувствии особого пути. Спектакль же высвечивает простую и, возможно, главную причину: когда у огромного количества людей просто нет возможности увидеть и почувствовать что-то новое, это приводит к застою. Ну, простейшие законы таковы. НЕ ЗАЖИМАЙТЕ НОС После спектакля зрителей опрашивал дотошный человек с камерой: «Вы только что посмотрели спектакль из Прокопьевска. Где этот город находится?» Зрители вежливо улыбались и шли в гардероб. Но москвичи не были одиноки в своем незнании. Артисты из Прокопьевска, среди которых есть люди в возрасте, приехали в столицу впервые. Спектакль оказался сверхактуален. Поскольку он поставлен и про тех, кто играл, и про тех, кто смотрел. Марат Гацалов говорит о проблемах, мимо которых деятели «высокого искусства» обычно пробегают, зажав нос. Его спектакль – произведение искусства, которое сосредоточено не только на том, что оно «произведение искусства». Но помимо точной картины современной ситуации, есть там и мысль о жизни как бесконечной выставке, на которой человек человеку – экспонат. В финале спектакля нам показывают видеозапись интервью поэта Александра Башлачева американскому ТВ. В вежливых журналистских вопросах, в самой их интонации, в смущенных ответах Башлачева чувствуется, что он был для заокеанских теледеятелей таким же «экспонатом», какими являются для москвичей жители Полынска. Диковинным существом из диковинных мест. Жизнь москвичей, кстати, может стать захватывающим и ужасающим зрелищем для жителя, например, Берлина. А он, в свою очередь, тоже может заинтересовать или же вызвать чью-то брезгливость как причудливый экспонат. Словом, спектакль – художественными методами – доказывает теорию относительности. Будь ты хоть сто раз москвич, для кого-то ты провинциал. Будь ты хоть трижды поэт, кто-то будет тебя разглядывать как диковинную зверушку. Иерархическая лестница экспонатов бесконечна.